Как перевести больше контрагентов на ЭДО? Опытом на RECS’2017 поделится руководитель Synerdocs Иван Агапов

7.09.2017

Участники Russian Enterprise Content Summit 2017 узнают, что необходимо для успешного подключения контрагентов к электронному обмену документами. Об этом расскажет Иван Агапов, руководитель бизнес-направления Synerdocs. В преддверии саммита он дал интервью PC Week.

 

- Иван, какие новые технологии могут повлиять на сложившийся рынок межорганизационного документооборота? Позволит ли блокчейн, например, решить актуальные задачи ЭДО?

- Да, появление блокчейн существенно повлияло на перспективы банковской сферы. Но вряд ли внедрение подобных инноваций может вызвать существенный рост рынка межороганизационного ЭДО. Почему? Сейчас основным тормозящим фактором является не отсутствие передовых технологий, а то, что большинство юридических лиц все еще продолжают работать с бумажными документами. Они делают это по привычке, не осознавая, что теряют существенную выгоду от перехода на электронный обмен.

Хотя что на самом деле представляют собой большинство документов, которые отправляют юрлица друг другу? Зачастую это лишь зафиксированная информация о какой-либо транзакции (операции). Если государство и бизнес осознают данный факт, то могут измениться сами принципы обработки информации, а документ как понятие отойдет на второй план.

Многие бумаги в эпоху цифровой трансформации вовсе не нужны. Например, зачем поставщику запрашивать документально, сколько молока требуется торговой точке, если он может увидеть эту информацию сам - в режиме онлайн? Или если пойти дальше, то когда молоко будет заканчиваться у конечного потребителя, об этом сообщит «умный» холодильник, и молоко будет доставлено напрямую от производителя сразу покупателю.

А пока это понимание и у государства, и у бизнеса носит точечный характер. Как результат: с помощью сервисов ЭДО доставляется и отправляется лишь около 10% юридически значимых документов.  Поэтому я считаю, что кардинально повлиять на ситуацию с помощью новых, пусть даже самых передовых технологий пока не получится. Скорее, нужен другой подход – необходимо изменять сами принципы и привычки работы, или, например, катализатором такого движения может стать государство (в качестве регулятора рынка).

- В какой степени сложившаяся структура обеспечения ЭДО в России удовлетворяет требованиям госрегуляторов и потребностям коммерческих предприятий?

- Судя по практике, если что-то не удовлетворяет госрегулятора в сфере ЮЗЭДО, он сам успешно решает проблему. Самый очевидный пример – ФНС, которая ежегодно инициирует изменения налогового законодательства в области применения электронных документов в России.

Что касается потребностей B2B, базовые из них уже полностью удовлетворяются сервисами ЮЗЭДО. Но при этом по-прежнему существуют организационные и технические сложности, сопутствующие обмену электронными документами между контрагентами. В частности, я имею в виду длительную настройку роуминга между операторами ЭДО.

Нередко абоненты также указывают на трудности хранения электронных документов с обеспечением их юридической значимости. С одной стороны, решения для этого уже есть. С другой – нет ни многолетней практики их использования, ни рекомендаций «свыше» по этому поводу.

И наконец, пока не решена существенная сложность, возникающая в процессе юридически значимого документооборота в B2B. Формализованы лишь некоторые виды электронных документов. Это счета-фактуры, ТОРГ-12, акты приемки работ, УПД. Но существует немало других документов, информация в которых также структурирована. Пока они не формализованы, и потому операторам и контрагентам приходится договариваться, в каком именно формате отправлять документ.

- Какую тему вы собираетесь осветить в своем докладе на RECS’2017? Почему, по вашему мнению, она представляет особый интерес для руководителей финансовых, бизнес- и ИТ-подразделений предприятий и организаций?

- На RECS’2017 я расскажу о том, как привлечь максимальное количество контрагентов к обмену электронными документами. Тема актуальна для всех компаний, работающих в сервисе ЭДО. От того, сколько контрагентов подключено к электронному обмену, зависит выгода абонента. То есть чем выше их доля, тем больше преимуществ работы в сервисе вы можете получить.

С участниками саммита я поделюсь историями клиентов Synerdocs, которым удалось перевести максимальное количество контрагентов на новый формат документооборота (GetTaxi, Wildberries и др.). Какие способы мотивации они использовали и какие из них реально сработали? Ответы – в моем докладе на RECS’2017.

Иван Агапов, руководитель бизнес-направления Synerdocs

Фото: PC Week

 

Вернуться в раздел «Аналитика»