—   сервис обмена электронными документами
ГлавнаяНовостиНовости сервиса: 2018

Вопросы и ответы, или Что интересного рассказали эксперты о роуминге в ЭДО?

6.04.2018

29 марта состоялся онлайн-семинар Synerdocs «Зашел, увидел, отправил? Реальность роуминга ЭДО». По традиции мы собрали все вопросы, которые участники мероприятия задали в чате, и передали их экспертам.

Иван Агапов, руководитель бизнес-направления Synerdocs

Анатолий Миклашевич, исполнительный директор РОСЭУ

  • Александр Онисифоров: Работаем в программе 1С, используем встроенный «1С-Такском». Отправляем счета на оплату и акты выполненных работ контрагентам в СБИС и «Контур.Диадок» по роумингу. Акты приходят в нормальном виде, а вот счета на оплату – в нечитаемом формате XML.

Иван Агапов: Судя по всему, в рамках вашего решения для счетов на оплату применяется специфический XML. Дело в том, что для данных документов нет какого-либо единого формата, рекомендованного ФНС или иным органом. Поэтому ваши счета в XML в одном сервисе обмена могут быть в читаемом виде, в другом – нет.

Вариантов развития ситуации два. Первый – операторы договорятся и начнут работать с единым форматом XML для счетов на оплату, что маловероятно. Второй – вы можете перейти на использование счетов на оплату в ином формате. Например, можно использовать xls, doc или pdf.

  • Ирина Молчанова: Есть ли возможность обмена документами с контрагентами из стран СНГ (в частности, из Беларуси)?

Ивана Агапов: Если мы имеем в виду документооборот с резидентами других стран, то одного роуминга недостаточно. Дело в другом – в иных государствах определены разные форматы электронных документов, существует своя ЭП. То есть в данном случае нужно привести обмен электронными документами в соответствие с законодательством обеих стран. Решение же я вижу в интеграции двух сервисов – вашего и того, что используется контрагентом. Проверку электронной подписи, вероятно, должна осуществлять доверенная третья сторона (ДТС).

Анатолий Миклашевич: Недавно ко мне обратился один господин из Белоруссии. Он работает в государственном учреждении. И сейчас перед ним стоит задача организовать обмен электронными документами в роуминге между российскими и белорусскими компаниями.

Пока я его лишь предупредил, что с помощью одной только настройки роуминга вопрос не решится. Требуется трансграничное взаимодействие представителей государственной власти двух стран. Кстати, вопросы о международном ЭДО возникают нередко. Часто они касаются обмена между резидентами России, Белоруссии и Казахстана. Я думаю, что в скором времени задача будет решена – всё-таки есть межправительственные соглашения, общее понимание проблемы на уровне власти государств.

  • Александр Алехин: Есть сервис, который называется «1С-ЭДО», в нем – свой «хаб» операторов («Калуга Астрал», «Такском», «Тензор», «Линк-сервис», ЭТП ГПБ). То есть роуминг с данными операторами автоматический. Ваша компания предпринимала какие-либо шаги, чтобы попасть в «хаб» 1С?

Иван Агапов: По нашей информации, в рамках «хаба» 1С автоматический роуминг работает для «Калуга Астрал» и «Такском». Что касается обмена с абонентами «Тензора», в этом случае выполняется дополнительная ручная настройка.

Да, Synerdocs в данный момент рассматривает «хаб» 1С в качестве решения задач по обмену с абонентами других операторов. Однако на текущий момент мы пока не планируем его использовать.

Потребности в подключении к «хабу» сейчас нет – с операторами «Калуга Астрал», «Такском», «Тензор» роуминг у Synerdocs настраивается напрямую. Проблем при этом не возникает.

  • Алексей Огарь: Планируется ли настройка взаимодействия с «Такском» и «Калуга Астрал» до уровня, чтобы в 1С и в вашей программе отображалась информация: какого оператора ЭДО использует контрагент, с которым планируется обмен? Пока мы видим лишь знак использования «1С-ЭДО» …

Иван Агапов: Да, такой доработкой мы занимаемся. На текущий момент информация отображается не во всех интеграционных решениях с 1С, это зависит от конфигурации, версии системы. Но мы понимаем, что это необходимо для удобства пользователя, поэтому вносим соответствующие изменения в наши решения.

  • Александр Александрович Костюковский: Самая главная трудность при внедрении внешнего ЭДО в крупной организации – это внутреннее делегирование полномочий и регламенты использования ЭЦП сотрудниками. Понимаю, что вопрос немного не по теме. Но все равно поинтересуюсь: как можно решить такую проблему, есть у вас опыт?

Иван Агапов: Действительно, сложности с организацией внешнего ЭДО в крупной компании есть. Они касаются того, как выстроить все процессы обработки документов, согласовать, подписать их, при этом соблюсти все условия и полномочия. Проекты такие в нашей практике есть. В частности, Synerdocs успешно выстраивает межкорпоративный документооборот (МКДО) в связке с внутренним ЭДО с помощью решений на основе ECM-системы DIRECTUM, облачной СЭД DirectumRX. В их числе проекты компаний Nokian Tyres, Askona, «Башхим» и другие. У нас есть решения для таких задач, экспертиза и опыт проектов.

  • Андрей Колесов: Является ли вопрос роуминга проблемой для данного рынка? Есть ли реальный спрос на услугу? Можно ли сказать, что она создает реальные трудности для развития рынка? Дело в том, что несколько лет назад операторы говорили, что роуминг не является реальной проблемой, что заказчикам он не очень нужен, а когда спрос появится, то тогда и будет проблема решаться…

Иван Агапов: Роуминг – не проблема, а потребность. На онлайн-семинаре мы обсудили, что контрагенты зачастую работают в разных сервисах обмена. Доставлять документы им все-таки нужно, а подключаться ко всем операторам нет смысла – это нецелесообразно. В качестве решения и была разработана технология роуминга, благодаря которой ЭДО с контрагентами выстраивают как небольшие (ИП), так и крупные компании с тысячами сотрудников. То есть роуминг как «услуга» пользуется спросом.

Является ли он сдерживающим фактором для развития рынка – отчасти да, но далеко не в нем кроется основная причина медленного развития ЮЗЭДО. Скорее, дело в другом – в неготовности компаний работать с электронными документами, в отсутствии понимания выгод.

К вопросу о том, что заказчикам не нужен обмен в роуминге: еще 4-5 лет назад спрос был. Однако лишь немногие операторы были заинтересованы в развитии технологии, некоторые попытались перетянуть одеяло на себя. И только сейчас к операторам пришло понимание, что благодаря роумингу все они могут предоставить лучший сервис своим клиентам и способствовать развитию рынка. А рынок на самом деле огромный. Что такое 300 млн электронных документов в год сегодня, когда компании в России передают друг другу 10 млрд документов? Это пока лишь 3% от всего объема.

  • Дмитрий Долгов: Подскажите, пожалуйста, как можно мотивировать контрагентов на переход на электронный обмен? (Столкнулись с тем, что нет желающих). Какие аргументы вы используете? Может быть, есть информационные материалы на эту тему?

Иван Агапов: В Synerdocs разработана собственная методика подключения контрагентов, которую мы используем в работе с клиентами.

Итак, есть как минимум три ключевых правила. Первое – нужно масштабно информировать контрагентов о том, что вы обмениваетесь документами в электронном виде. Для этого используйте все каналы коммуникации, которые вамдоступны. Второе – обучить своих работников и сотрудников контрагентов, чтобы они могли работать с электронными документами, и детально рассказать об обмене представителям других компаний. И третье – внедрите стимулирующие программы, акции для контрагентов, создайте мотивы к подключению. Сделать переход на ЭДО обязательным может не каждая компания. Предложить дополнительный стимул для работы в сервисе обмена намного проще.

  • Дмитрий Долгов: Вопрос об использовании ЭДО в транспортных услугах. Получается, от бумажных ТТН уйти не получится?

Иван Агапов: Дмитрий, возможность уйти от бумажных ТТН и ТН есть. Но пока неизвестно, какие решения для транспортных компаний скоро появятся и кто из операторов ЭДО этим занимается. Могу сказать одно – Synerdocs работает в этом направлении. Как говорится, ждите новостей.

  • Валентин Черепащук: Мы работаем с «Такскомом», контрагент – с «Тензором». Он отправляет нам несколько документов, а «Тензор» объединяет их в пакет (не знаю зачем). В свою очередь «Такском» их «понимает» как отдельные документы. Мы отклоняем один из набора документов, остальные подписываем. А «Тензор» считает отклоненным весь пакет. Каждый из операторов говорит, что это не его проблема, влиять на них не можем. Что делать?

Иван Агапов: Хороший вопрос. Уже сталкивались с подобными проблемами у абонентов. Судя по нашему опыту, такие сложности возникают только с «Тензором». И тут вопросы уже, скорее, к ним.

На мой взгляд, позиция «Тензора» по реализации данной функциональности выглядит странно. Если вы отказываете контрагенту по одному бумажному документу, то можете при этом подписать другие. В случае с электронными документами логика не должна меняться.

Что делать? Выхода может быть два. Первый – написать письмо в ФНС, указать о препятствиях на пути к обмену электронными документами со стороны оператора ЭДО. А далее останется получить официальный ответ и передать его «Тензору». Другой вариант: если «Тензор» вас не устраивает, пообщаться с контрагентом. Может быть, он перейдет на другой сервис обмена?

  • Ваш бухгалтер: Как бороться с произволом Сбербанка, который требует подключаться для отправки документов по ЭДО к их сервису?

Иван Агапов: Судя по приложенному вами письму, Сбербанк диктует условия по работе в ЭДО. При этом вам еще и указывает, к какому именно сервису обмена необходимо подключиться. Никаких альтернатив при этом вам не предлагают.

Почему Сбербанк так поступает – вопрос интересный. Лично я считаю, что это сделано умышленно –чтобы «продвинуть» услуги своего оператора ЭДО, который является дочерним обществом Сбербанка.

Проблему я вижу лишь в случае, если вы уже сообщили, что пользуетесь другим сервисом обмена и при этом есть роуминг, а они вам отказали. Даже если причины есть, они вряд ли реальны. С точки зрения технологии обмен можно настроить всегда. В крайнем случае вы можете сослаться на письмо ФНС о недопустимости затягивания настройки роуминга между ДОЭД ЭСФ.

  • Валентин Черепащук: Контрагент меняет КПП и ничего не говорит оператору. Обмен прекращается. Как бороться с такими ситуациями? Еще вопрос в тему – несколько филиалов регистрируются у оператора под одним КПП, как обмениваться с каждым из филиалов в этом случае?

Иван Агапов: Если ситуация смены КПП ваших контрагентов для вас стала существенной проблемой, то есть встречается часто, то я вижу два решения: попросить ваших контрагентов предупреждать о смене КПП или обратиться к оператору с просьбой доработать каким-либо образом его сервис для устранения возникающих проблем после смены КПП контрагентами. По филиалам вопрос, вероятно, заключается в том, как отличить один филиал от другого. Есть такие варианты: работать по названиям филиалов (если они отличаются) или завести филиалы как подразделения головной компании, а затем отправлять документы с учетом подразделений компании (в данном случае филиалов).

  • Артем Елагин: Что делать при несовпадении данных в документах по классификаторам? Сервис СБИС контрагента не хотел принимать документы из сервиса «Такском», так как не совпали единицы хранения. Проблема решилась после множества заявок от нас и контрагента в обе стороны.

Иван Агапов: Мы с подобными проблемами у себя в сервисе не сталкивались. В чем причины такой ситуации, к сожалению, не могу сказать. Это вопрос к указанным операторам. Если вас или вашего контрагента по каким-либо причинам не устраивает сервис обмена, то вы всегда можете подключиться к другому и при необходимости воспользоваться роумингом.

  • Марина Швецова: Планируется ли разработать какой-то единый стандарт требований к архитектуре для операторов ЭДО. Мне кажется, что только таким образом можно решить проблемы роуминга…

Иван Агапов: Таких планов пока нет. На мой взгляд, таким образом проблему решить не получится, так как привести архитектуру сервисов к единому стандарту на практике невозможно. Можно пойти по пути уточнения технических требований к реализации роуминга операторами и введения неких инструментов обеспечения их соблюдения. А за игнорирование таких требований, например, можно предусмотреть отзыв паспорта оператора ЭДО СФ, который выдается ФНС.

Вы можете скачать презентацию и посмотреть запись онлайн-семинара на странице мероприятия.

Кнопка
связи