—   сервис обмена электронными документами

Сказ о том, чем живет Постановление Правительства № 272

Начало 2020 года выдалось непростым. Пандемия повлияла на всё и всех: бизнес, экономику, общество. Однако экстремальные условия заставляют искать меры по выходу из сложившейся ситуации. Ритейл и логистика вынуждены приспосабливаться к тяжелым реалиям и не смотря ни на что продолжать работать. А препоны есть, и не только эпидемиологические, но и законодательные.

Проект постановления (далее — проект) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а в частности в Постановление № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» в очередной раз появился на портале проектов нормативных правовых актов (далее — НПА) 24 декабря 2019 года. Разработчиком значится Минтранс России. Кажется, где-то мы это уже видели. Что не так с предыдущей версией проекта, почему ее не приняли? Что интересного кроется в новом, кому и чем он грозит, а также какие правки были внесены и уже утверждены 31 января 2020 года я расскажу в своей статье.

Какие изменения были всё же приняты 31 января 2020-го?

К сожалению, тех, кто ждал поправок в части использования электронной транспортной накладной (далее — ЭТрН), можно сразу огорчить, даже дважды. Во-первых, потому что об ЭТрН нет ни слова; во-вторых, ввели и утвердили новые нормативы по нагрузке на оси транспортных средств и, соответственно, появилась таблица с размерами вреда, причиняемыми тяжеловесами. Не думаю, что транспортные компании ждали именно этих поправок.

Почему не приняли версию ПП № 272 от сентября 2018 года?

Многостраничный документ — инициатива Минтранса — предложенный в прошлом году, вызвал бурю негодования как среди бизнеса, так и среди операторов электронного документооборота (далее — операторы ЭДО). Министерство предложило закрепить понятие электронной транспортной накладной на законодательном уровне. Казалось бы, хорошая инициатива, ведь уже многие компании используют в своей повседневной работе электронные документы, в частности и ЭТрН. Однако проект содержал существенные недоработки:

  • Не предусмотрено взаимодействие с привлечением экспедиторских компаний;
  • Не предусмотрена процедура работы с документом в случае использования роуминга;
  • Нет описания единого формата для всех операторов ЭДО, и не ясно, кто его разработает;
  • Отсутствуют четкие инструкции и рекомендации, как можно представлять документы по месту требования (ГИБДД, суды, ФНС и др.).

По этим причинам, вероятно, проект постановления и не приняли. К слову, сейчас существует множество рабочих групп, через которые бизнес-сообщество стараетя влиять на НПА:

  • Рабочая группа при «Сколково».
  • Сообщество ECR, куда входят представители всех сторон перевозки и операторы ЭДО.
  • АНО «Цифровая экономика» и др.

Однако, воз и ныне там. Обсуждения идут, а правки так и не принимаются.

8 интересных поправок в новый проект

Версия конца 2019 года сократилась в несколько раз. Вышеупомянутые замечания частично все же были учтены, но, как прежде, нет четких рекомендаций к действию. Зато появились конкретные предложения поправок в иные НПА. Давайте по порядку.

Предлагается:

  1. Закрепить термины: «электронная транспортная накладная», «оператор», «пользователи электронного документооборота транспортных накладных», «система документооборота электронных транспортных накладных».
  2. Операторам ЭДО транспортных накладных обеспечивать обмен ЭТрН. Фактически они и сейчас этим занимаются.
  3. При подписании использовать простую электронную подпись. Что самое важное, она может быть выдана с использованием ЕСИА. Другой вопрос, что доступ к сервису у операторов ЭДО пока нет.
  4. Переадресовку организовывать только через оператора ЭДО транспортных накладных. Учитывая количество хищений грузов в РФ именно через переадресовку — когда водителю по мобильному телефону сообщают новое место выгрузки, а далее груз «уводят» мошенники — решение вполне разумное.
  5. «Оператор передает электронную транспортную накладную и изменения в ней в информационную систему федерального органа исполнительной власти в области транспорта», — так говорится в проекте. Надо понимать, что есть определенные наработки, идеи рабочих групп, предложения, но самой системы пока всё же нет.
  6. Имеются данные, что федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, создаст реестр операторов электронных транспортных накладных. Планируется, что именно Минтранс будет устанавливать порядок формирования и ведения реестра операторов, порядок взаимодействия между операторами и порядок обмена ЭТрН между пользователями электронного документооборота транспортных накладных и операторами.
  7. Разработать формат по согласованию с Федеральной налоговой службой. По моему мнению, это правильное решение.
  8. Внести изменения в ПДД. А именно допустить проверку как бумажных, так и электронных транспортных накладных.

Однозначно этот проект кажется более жизнеспособным, нежели предыдущие его версии. И, по моему мнению, с рядом допущений его можно принять уже сегодня. Конечно, при условии, что будут внесены правки в сопряженные НПА.

Вместо вывода хотелось бы сказать, что 272-е Постановление давно себя изжило, несмотря на то, что в справочной правовой системе «КонсультантПлюс» указана дата «от 31 января 2020». Рынок стремительно меняется, а правила 1997 года все еще никто не отменял, и компании вынуждены подстраивать свой бизнес под устаревшее законодательство, что, конечно, в корне неверно. Но это уже совсем другая история.

Автор: Алиса Муратова, бизнес-аналитик Synerdocs