—   сервис обмена электронными документами

Пробелы в законодательстве: что мешает экспедиторам использовать электронный документооборот?

На рынке грузоперевозок грядут большие изменения. Рабочие группы и Министерство транспорта РФ обсуждают внедрение электронной транспортной накладной в логистические процессы страны, операторы электронного документооборота рассматривают варианты организации роуминга. Однако есть еще одни участники рынка, чье мнение необходимо учесть — это экспедиторы.

Аналитики Synerdocs проанализировали пробелы в законодательстве и опросили представителей более чем 30 экспедиторских компаний. В этой статье читайте о сложностях при работе с бумажной и электронной транспортной накладной, о нормативных противоречиях и инициативе рабочих групп.

Небольшой экскурс в законодательство

  1. Экспедитор — это агент. Деятельность агентов основывается на статье 805 «Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ):

    «Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора».

  2. Хотите тоже использовать ЭТрН и экономить время и деньги?

    Подключите электронный документооборот в грузоперевозках
  3. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.
  4. Приказ Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» (далее — Приказ № 23) рекомендует формы экспедиторской расписки, поручения и складской расписки.

Для посреднических сделок с привлечением экспедитора предусмотрена обязательная прозрачность в виде отчета с приложением оправдательных документов (статьи 974, 999, 1008 ГК РФ).

И аналогично, если клиенту необходимы подтверждающие документы, в том числе транспортные накладные, экспедиторы обязаны их оформлять.

На выходе мы имеем нормативно-правовые документы, которые противоречат друг другу:

  • Законодательные акты, регламентирующие работу экспедиторов, перечисленные выше.
  • Рекомендуемые формы экспедиторских документов.
  • Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении правил перевозок автомобильным транспортом», где нет ни слова об экспедиторах (далее — Постановление № 272).
  • Обязанность оформлять транспортные накладные по требованию клиентов.

Кейсы экспедиторов. Кто и как оформляет расписки и транспортные накладные

Всё ли так просто? Конечно, нет. Возникают различные вопросы при оформлении документов и их подписании, а иногда компании, чтобы лишний раз себя обезопасить перед налоговиками, находят интересные решения и выстраивают замысловатые процессы визирования первичных документов. Аналитики Synerdocs провели исследование процессов в области экспедиторских схем с целью выяснить, как выстроено взаимодействие между участниками, и почему экспедиторы неодобрительно относятся к электронной транспортной накладной (далее — ЭТрН) в текущем виде. Опросили представителей более чем 30 компаний и готовы поделиться выводами.

Результаты общения я представила в виде таблицы. Вы можете ознакомиться с распространенными кейсами, как экспедиторы оформляют два основных документа — расписку и транспортную накладную.

Экспедиторская расписка:

Как по закону Как на практике
Приказ № 23. Раздел 3. Пункт 28:
«Бланк „Экспедиторская расписка“ заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту)».
Часто расписка грузоотправителю и заказчику не нужна. Считается, что это документ для экспедитора.
Приказ № 23:
В рекомендуемой форме экспедиторской расписки подпись клиента (заказчика экспедиторских услуг) не предусмотрена.
Несмотря на четкие требования законодательства, экспедиторы просят подписать расписку. И на деле вырисовываются самые разные схемы, где второй, а то и третьей стороной является: водитель, грузоотправитель, грузополучатель и др.
Приказ № 23 определяет основные разделы экспедиторской расписки. На практике ни одна расписка не похожа на другую. Экспедиторы их дорабатывают под свои нужды.

Транспортная накладная:

Как по закону Как на практике
Постановление № 272 не обязывает экспедиторские компании использовать транспортную накладную. Однако составление транспортной накладной при заключении договора перевозки груза является обязательным (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, п. 6 Правил перевозок, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272). А это значит, что экспедиторская расписка не заменяет ТрН для всех сторон договора экспедиции, то есть оформлять ее все же придется.
Приложение 4 к Постановлению № 272 содержит рекомендательную форму транспортной накладной, где отражены все основные участники перевозки. К сожалению, экспедитора нельзя указать в строке «Перевозчик», потому как он является агентом, т.е. организатором перевозки. В ней должен быть указан непосредственный исполнитель, который доставляет груз.
Постановление № 272 говорит о том, что накладная составляется в количестве, равном количеству смен места положения груза или смены транспортных средств.
Приведу в пример схему двух плеч.
  1. Грузоотправитель — непосредственно компания, которая реализует товары, а грузополучатель — экспедитор.
  2. На втором плече экспедиторская компания выступает грузоотправителем, а грузополучателем значится непосредственный получатель.
В итоге на одну поставку формируются две транспортные накладные.
На практике есть два критичных момента. рассмотрим на нашем примере:
  1. Грузоотправитель, доверяя перевозку своего груза экспедитору, отказывается указывать экспедиторскую компанию в качестве получателя на первом плече, аргументируя это тем, что груз должен быть доставлен конечному клиенту, а не на склад экспедитора. Он не согласен с тем, что в одной из транспортных накладных не значится (в нашем случае на второй).
  2. «В позу» встает грузополучатель. Он может пожелать не принимать груз от имени экспедиторской компании не смотря на то, что данные в первичных документах идентичны содержанию груза.

Итак, к каким выводам мы пришли, проведя анализ кейсов по использованию этих двух распространенных документов?

  • Транспортную накладную экспедиторы составлять должны, но в рекомендуемой форме соответствующее поле для них не предусмотрено.
  • Существуют организационные сложности по оформлению документов при многоплечевых доставках и не только.
  • Экспедиторская расписка нужна только экспедиторским компаниям.

Что говорят сами экспедиторы?

Я пообщалась с представителями двух крупных компаний — DB Schenker и Logiterra. Каждый из них поделился мнением относительно работы с бумажными.

«Действительно, вышеуказанные проблемы есть и у нас. Мы — экспедиторская компания, и обязаны представлять отчетные документы по перевозке — экспедиторские расписки, поручения экспедитору и складские расписки, а также оформлять транспортные накладные.

По той причине, что грузоотправителем по документам являемся мы, а не сама компания-отправитель, порой очень тяжело заставить грузополучателя поставить подпись на транспортной накладной. Большая проблема есть и при работе с экспедиторскими документами — грузоотправители и грузополучатели не желают ставить в них подписи, аргументируя тем, что у нашей компании нет каких-либо юридически закрепленных обязательств и взаимоотношений. Получается, никто не обязан подписывать наши документы, а мы в налоговые органы должны представить подписанные документы. Такой парадокс. Фактически все зависит от человеческого фактора. Если у работника склада настроение хорошее, то подпишут, а если нет, то приходится выкручиваться.

Говоря о сложностях работы с бумагой, можем сказать, что как таковых проблем нет, кроме цены, рисков утери, сложностей хранения, ну, и самой логистики документов на бумаге (в т.ч. времени). Из плюсов у бумаги отмечу гибкость. Всегда можно что-то отредактировать без фиксации версии, но это одновременно и минус».

Своим мнением также делится Куликов Алексей, директор по стратегическому развитию компании Logiterra:

«Да, в части интересов экспедиторов ситуация не самая обнадеживающая. Действительно, к бумаге они приспособились, но тут кто во что горазд. Больше половины решений идет вразрез с законодательством.

Мы придерживаемся той логики, что в ТрН экспедитор должен быть отправителем. А если говорить о введении нового титула, тогда — организатором перевозки. Но новый титул мы будем внедрять до 2050 года, поэтому наша позиция проста. Передача груза регулируется поручением экспедитору и экспедиторской распиской. И ответственность никто с экспедитора более не может снять. А уж отношения между ним и непосредственно исполнителем — перевозчиком — это зона договора между этими сторонами и попутно страховой компанией. ФНС такая схема [GES3] устраивает, все встречные проверки налоговых органов от перевозчиков и от клиентов идут на ура. Нам не совсем понятно, зачем грузовладельцу непременно нужно быть указанным в качестве грузоотправителя в ТрН. А вот тот факт, что транспортные документы экспедиторов сети подписывают неохотно — да, это проблема. Порой с боем приходится перевозчикам подписывать ТрН, так как без подписи мы им не оплатим оказанные услуги. Кажется, сети не до конца понимают, что более половины всех поставок к ним едут не прямыми транспортом, а сборными грузами. И если создать проблемы для этой отрасли, то автоматически проблемы коснутся и большей части поставщиков, приведут к росту цен и, как следствие, к инфляции»

Коллеги из компаний Schenker и Logiterra поделились основными проблемами экспедиторских компаний. Поможет ли электронный документооборот решить их, с какими организационными вопросами кобизнес может столкнуться, переводя взаимоотношения в электронную плоскость, и какие выгоды экспедиторы могут получить? На эти вопросы я отвечу в следующей части статьи.

Автор: Алиса Муратова, аналитик Synerdocs