—   сервис обмена электронными документами

Маркировка 2020: а помнишь, как всё начиналось?

Вторая по популярности тема после пандемии в этом году — это, несомненно, маркировка. В 2020-ом проект набрал хорошие обороты, показал эффективность и значительно продвинулся вперед. На 2021 год уже определен список следующих товарных категорий, которые попадут под обязательную маркировку, и, думаю, он еще будет пополняться.

Можно сказать, что самый тяжелый этап внедрения работы с маркированной продукцией позади. Сейчас у большинства представителей бизнеса есть понимание, с чего начинать. Однако тем, кто попал в первую волну, пришлось несладко. Давайте разберемся, какие недочеты были допущены при внедрении системы маркировки, и как их можно было избежать.

Несовершенство законодательной базы

Изначально в правовых актах были описаны сами понятия маркировки товаров, прав и обязанностей участников рынка, а также утвержден список органов исполнительной власти, отвечающих за ту или иную задачу в рамках проекта. Но практической информации было мало. В документах указывались лишь общие варианты взаимодействия без возможных специфичных кейсов.

К примеру, импортерам было необходимо наносить коды маркировки на продукцию до пересечения границы. Однако как это сделать, какие есть варианты, насколько этот процесс можно отладить в отведенные сроки — информации и понимания не было.

Правки в законодательство вносились по мере того, как участники рынка сталкивались с той или иной проблемой. Только после ее разрешения принималось новое положение Постановления Правительства. На мой взгляд, здесь не хватило более глубокого погружения в текущие бизнес-процессы компаний и проработки возможных сценариев работы с маркировкой. Возможно, это помогло бы избежать волны негатива со стороны бизнеса.

Эксперимент без обратной связи

Первым этапом при переходе на маркировку является эксперимент. Его срок фиксируют в нормативно-правовых актах. Во время этой процедуры компании должны зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК, закупить необходимое оборудование, обучить сотрудников работе с маркированным товаром и провести многие другие мероприятия. Однако, как показывает практика, за отведенное время бизнесу не удается полноценно подготовиться.

Перестраивать текущие процессы, отслеживать изменения в законодательстве и своевременно на них реагировать, оперативно решать возникающие проблемы и при этом не терять объемов поставок и продаж — задача сложновыполнимая. Поэтому правительство идет навстречу и переносит сроки по 2-3 раза. К примеру, так было с обувью.

Эксперименты, как правило, организуют для сбора обратной связи и корректировки прорабатываемых процессов. Но в случае с маркировкой что-то пошло не так. Представители крупных компаний хоть и высказывают свои предложения, но они не имеют особого влияния.

К примеру, при проведении эксперимента по лекарственным средствам производители были крайне обеспокоены сжатыми сроками перехода. Чтобы внедрить на своих предприятиях системы для нанесения штрих-кодов на товар, им требовалось перестраивать бизнес-процессы. В связи с этим, предлагалось вводить маркировку постепенно, по группам лекарственных средств. Увы, эти пожелания не были услышаны, и с 01.07.2020 маркировка стала обязательной для всех медицинских препаратов.

Осенью ситуация ухудшилась — получилось так, что из-за неготовности рынка и системы Честный ЗНАК работать с большим объемом информации полки в аптеках начали пустеть. Сотрудники просто не могли оприходовать товар, а значит и выставить его на продажу. В итоге после многочисленных жалоб бизнеса представители власти все же пошли на уступки и предложили временное упрощение процедуры.

Осенью 2020 года система маркировки дала сбой, и начались перебои с поставкой лекарств

Сейчас маркировка лекарственных средств носит уведомительный характер, и перебоев с поставками в аптеки и в приемке товара на месте нет. Но с началом 2021 года вернется прежний режим работы с медицинскими препаратами. Представители бизнеса пока не уверены в том, что на этот раз все пройдет гладко.

Неготовность Честного ЗНАКа

Государственная информационная система маркировки товаров так же, как и другие участники эксперимента, не была готова к полноценной работе. На первых этапах отсутствовали хорошо прописанные инструкции и подробные обучающие ролики. Постоянно возникали ошибки и сбои в системе. От пользователей поступала масса вопросов, и на их решение уходило длительное время. В итоге представители бизнеса создали чаты в различных мессенджерах, где обменивались опытом по решению того или иного вопроса.

Вспомним, как проходило внедрение ЕГАИС по алкогольной продукции. Всё шло по такому же сценарию. Изначально система постоянно сбоила, и компании просто отказывались работать в ней. Сейчас же инциденты происходят довольно редко, функционал понятен и постоянно развивается.

Доработки в систему Честный ЗНАК вносились в процессе проводимых экспериментов, исходя из реальных кейсов и практик. Представители ЦРПТ (разработчика сервиса) начали проводить оффлайн- и онлайн-конференции, отвечать на вопросы бизнеса.

Одна из популярных тем для обсуждения сегодня — возможность работы с электронным актом о расхождениях (ТОРГ-2). На текущий момент Честный ЗНАК получает данные из УПД, переданных через операторов ЭДО. Следующий документ, стоящий в очереди на реализацию, это УКД, который позволит компаниям в автоматическом режиме корректировать данные по отгрузкам. Однако работать с расхождениями, применяя электронный ТОРГ-2, было бы еще удобнее, учитывая, что его формат уже утвержден со стороны ФНС и компании привыкли оформлять его на бумаге. Со стороны Честного ЗНАКа и государства пока никак не комментируют данный запрос.

По состоянию на конец 2020 года, в системе Честный ЗНАК зарегистрировано более 300 тысяч участников. Это те компании, что смогли научиться работать с маркированным товаром без четкого понимания, как это должно быть в идеале. Некоторые из них готовы делиться своим опытом с представителями других отраслей, кто так же переходит на маркировку. Они рассказывают на своем примере, как лучше всего выстроить процессы, отвечают на вопросы, которые не прописаны в инструкциях, размещенных на сайте Честного ЗНАКа.

К примеру, в начале декабря компании GEOX и SOHO FASHION в рамках вебинара рассказали о своем переходе на маркировку одежды. На мой взгляд, такая практика приносит хорошие плоды и способствует развитию проекта в России.

Автор: Рушана Губаева, бизнес-аналитик Synerdocs