—   сервис обмена электронными документами
ГлавнаяНовостиНовости сервиса: 2021

Ответы на вопросы онлайн-семинара 20 января «Электронные перевозочные документы»

20 января прошел вебинар, где эксперты Synerdocs и приглашенные спикеры обсудили важные аспекты перехода на электронные транспортные накладные. По традиции, мы подготовили развернутые ответы на вопросы, прозвучавшие в прямом эфире, и предлагаем ознакомиться с ними.

На вопросы отвечают

Алиса Муратова,
эксперт решения Synerdocs «ЭДО в грузоперевозках», модератор встречи

Андрей Цыбин,
руководитель проектов развития бизнеса Synerdocs

Евгений Кизилов,
заместитель генерального директора по стратегии и бизнес-процессам, ГК CRAFTER

Оксана Андреева,
руководитель сектора развития СЭД АО «Тандер»

Вопросы по практической части эксперимента

Илья Аллин: С какими сложностями столкнулись в базовом сценарии, если были?

Сложно было собрать в группу активных участников, которые бы помогали в доведении формата до той первичной формы, которая планировалась. Было много противоречивых позиций и мнений среди участников, отсутствовало единство в ключевых аспектах. Из двух зол выбирали меньшую, оптимальную, и обкатывали ее на эксперименте, чтобы убедиться, какую позицию выбрать для будущей релизной версии формата.

Алексей Богачев: Одна из задач эксперимента — сформировать утвержденный формат ЭТрН. Окончательный формат утверждён? Где можно ознакомиться с этим форматом?

Марина Зиновьева: В какие сроки планируется утверждение перечисленных изменений для ЭТрН?

Пока еще есть «белые пятна». Для многих они очевидны и на слуху. Первое — экспедитор, второе — клиент. Потому что в текущем Постановлении 2200 пока неочевидным является, каким образом и при каких бизнес-сценариях необходимо заполнять клиента и указывать экспедитора. Это открытый вопрос. По остальным новым полям, которые появились, — вопрос также открытый, который будет обсуждаться с бизнесом и ФНС России. Также «белые пятна» есть вокруг электронной подписи: кто должен ставить КЭП и ПЭП? Нужно ли водителям заверять документы КЭП? Нужны варианты, которые будут в первую очередь устраивать налоговую службу.

Сейчас ведется итерационная работа над форматом. Нет задачи «пересобрать» формат. С ФНС есть договоренность по доработке первого титула, в нем учитывается новая печатная форма ТрН, замечания по содержанию и структуре от ФНС и бизнеса, накопленные на базе эксперимента и регулярных встреч. В ближайшей перспективе планируется подготовить и согласовать первый титул с ФНС, обсудить его с ключевыми игроками — операторами, бизнесом. Далее будет собрана обратная связь и финализирован первый титул. По этому же принципу будут дорабатываться все остальные титулы.

Galina Zaugolnikova: Возможно ли использование бумажной формы ТрН, установленной 272 постановлением в 2021 г.? Не все компании готовы в столь короткий срок внедрить в системы новую форму, установленную постановлением 2200.

Юрий Курмаев: Можем ли мы в январе использовать старую форму как переходный период? Учитывая, что изменения были известны за 10 дней до даты ввода. Т.е. в нарушении 30 дней с даты публикации.

Елена Ткаченко: Будет ли готова система Минтранса работать в продуктиве (включая интеграцию с системой МВД) к 1/1/22? (В соответствии с Постановлением 2200 переход на электронную форму возможен с этой даты)

Olga Skypchenko: Коллеги, прошу прокомментировать еще раз: принятое постановление 2200 в отличие от проекта предусматривает: Для подписания электронных перевозочных документов лица, уполномоченные участниками электронного взаимодействия, используют усиленную квалифицированную электронную подпись; водитель, очевидно, лицо, уполномоченное участником — перевозчиком. Как вы видите возможность оформления КЭП каждому водителю с учётом финансовых затрат на оформление такой подписи?

272 Постановление больше не действует. Приложение № 4 Постановления 2200 обязательно к использованию. Что касается рекомендаций по заполнению ЭТрН, в ближайшее время такой документ будет выпущен.

Понятно, что нерационально каждому водителю вручать КЭП, к тому же это накладывает ряд технических ограничений на бизнес. Вопрос к самой трактовке постановления. В приложении № 4 речь идет о бумажной версии транспортной накладной, пп 94 касается электронной версии. Есть размытость. В бумажной версии ставится физическая подпись водителя — здесь все очевидно. Но поскольку появляется электронная ТрН, возникают титулы, которые подписываются КЭП каждого из участников. При этом и факт успешного получения каждого титула таже фиксируется КЭП участника документооборота и самим оператором ЭДО. Конечно, было бы проще ставить отметки водителя (не важно, в мобильном приложении, смс или другим способом), а титулы заверять УКЭП уполномоченного лица организации — в частности перевозчика, который несет ответственность перед заказчиком перевозки.

Эти вопросы безусловно будут разобраны, но важно, чтобы и бизнес был вовлечен в процесс и на своем уровне поднимал озвученные вопросы. Так ситуация сдвинется с мертвой точки. Это не единственная неоднозначность в Постановлении, каждую из них нужно прорабатывать.

Алиса Муратова: На наш взгляд, как оператора, можно оставить на усмотрение бизнеса подписание простой ЭП. При этом указывать все замечания к приемке или сдаче груза, чтобы водитель мог оставить комментарии. Но важно, чтобы эта подпись была заверена транспортной компанией, так как она — юридическое лицо, которое несет ответственность за перевозку.

Anna Vasilenko: Вы не отвечаете на вопрос про Электронный путевой лист. Прошу пояснить, как будут планироваться работы по нему.

В эксперименте был проработан формат электронного путевого листа. Он уже имеется в финальном виде. Но поскольку в текущей парадигме смещен фокус на ЭТрН, то в первую очередь планируется запустить в продуктив именно этот документ, а уже дальше перейти к ЭПЛ.

Остались открытыми некоторые вопросы — например с медосмотрами, с подсоединением к операторам ЭДО тех, кто проводит тех- и медосмотры, нужны ли им электронные подписи. Ну, и поскольку путевой лист не относится к первичным документам, принято решение поэтапно заниматься его цифровизацией.

Путевой лист служит для учета и контроля работы транспортного средства и водителя и не является первичным учетным документом; однако может быть признан первичным учетном при условии отражения в нем реквизитов со стоимостной оценкой операции) и в соответствии с учетной политикой компании.

Игорь Растокин: Возможно ли медосмотр водителей заменить телемедициной? Было ли что-то подобное в рамках эксперимента?

Вопрос сложный. В ЭПЛ попадает отметка врача и его реквизиты. Здесь бизнесу самому стоит разобраться, как ему удобнее будет проводить медицинское освидетельствование водителей — и с юридической и с технической точки зрения. Главное, чтобы формат был и корректно поддерживался всеми участниками. Каким образом будет проводиться интеграция и на каком уровне, этот вопрос достоин отдельной дискуссии.

Anna Vasilenko: Реализованный прототип — уже принятое решение по организации алгоритма обмена документами? Т.е. компании будут работать через оператора ЭДО в том числе по ЭПЛ?

Можно говорить про прототип в рамках эксперимента. Он создавался таким образом, чтобы при необходимости была возможность доработки процессов. Основные алгоритмы, которые заложены в него, подтвердили свою эффективность. Принятие решений — на стороне регуляторов.

Вячеслав Агейкин: Мы, как отправитель, используем ТрН на бумажном носителе формат от 2017 года. С 01.01.21 обязательно использовать новый формат ТрН на бумажном носителе либо мы можем использовать старый формат? Спасибо

Юлия Матюшенко: В правила перевозках грузов 2021 указано про электронную транспортную, что она будет применяться с 01.01. 2022г. Что это значит и можем ли мы на нее уже переходить официально?

Вячеслав Агейкин: Может ли Грузоотправитель использовать старый формат ТрН от 22.12.17 сейчас? Или использование нового формата обязательно с 01.01.21?

Алексей Богачев: Когда ждать утверждённый формат ЭТрН?

Лариса Яковлева: Какие могут быть последствия, если какое-то время продолжать возить по старой ТрН?

Все участники обмена работают в правовом поле и следуют правилам, установленным нормативными документами. Исходя из постановления № 2200 следует, что появляется возможность, а не обязанность, применения в деятельности электронных транспортных накладных.

Лариса Яковлева: Какие могут быть последствия, если какое-то время продолжать возить по старой ТрН?

Так как возникает такое количество вопросов по данной теме, то целесообразно запросить разъяснения со стороны Минтранса России. Сейчас еще подводятся итоги проведенного эксперимента по внедрению ЭТрН и ЭПЛ, следует подождать, чтобы понять, насколько все участники рынка готовы к полномасштабной реализации.

Алиса Муратова: В свою очередь Лапина О.Г. высказывалась по этому вопросу на очередной открытой встрече, сказав, что в текущей версии 2200 есть формулировки, которые не обязывают компании использовать новую форму с 1 января 2021 года. Однако, разъяснения по заполнению ожидаются в ближайшее время.

Сергей Есин: Были ошибки в ТрН? И как выглядит процесс их исправления электронной ТрН?

Конечно, ошибки были. Например, неправильный ввод данных. По-разному вводили ГРЗ. Это может повлечь за собой трудности с верификацией и поиском. Это все понятные и технически преодолимые вещи. Подобных ошибок было мало, что говорит о простоте процедур для участников.

Роман Никишин: Будет ли тест по СП-31 (товарно-транспортная накладная (зерно)?

С 01.01.2013 г. большинство типовых форм перестали быть обязательными, в том числе и товарно-транспортная накладная № СП-31 (зерно). Предлагаем рассмотреть формат электронной транспортной накладной и поднять вопрос о целесообразности проведения тестирования.

Anna Vasilenko: Вопрос по фактическому внедрению ЭПЛ (электронного путевого листа). К какие планы по развитию и внедрению на 2021 год?

В рамках эксперимента работа ведется над ЭТрН и ЭПЛ, над этими документами однозначно будут продолжены работы и в 2021 году. По ЭПЛ нужно ждать изменений в НПА, они позволят определить планы.

Елена Стрельченко: Есть ли понимание, когда использование ЭТрН станет обязательным (безальтернативным)?

О безальтернативности применения ЭТрН речи нет. Только недавно вышло новое Постановление 2200, где впервые закрепились понятия электронных перевозочных документов наряду с бумажными.

Вадим Колесниченко: Планируете ли добавить работу с адресами ФИАС и КЛАДР?

Использование справочников будет соответствовать принятым ФНС России подходам в УПД.

Валентина Норина: По какой причине из эксперимента исключили продукцию горнодобывающих производств?

В эксперименте участвовали товары массового спроса, перевозка которых не требует оформления специальных разрешений.

Виктор Жиляев: Добрый день. Какие компании из продуктового ритейла участвовали? Какие результаты?

От ритейла были: Мираторг, Магнит, X5 ритейл и другие. Цепочки с участием ритейла отработали эффективно, без потери данных. О конкретных результатах говорить пока рано, так как официальные итоги эксперимента еще не подводились.

Елена Сукновалова: Если у кого-то из участников перевозки (ГО, ГП, перевозчик) на погрузке или выгрузке не будет интернета (авария, сбой), что делать?

Валентина Норина: Для предъявления сотрудникам ГИБДД информации о грузе водителю необходимо иметь смартфон с доступом в интернет? Есть участки дороги, где отсутствует покрытие 4G.

Постановление 2200 показывает, что применение электронных перевозочных документов идет как альтернатива бумажным. Да, электронные документы нужны, они эффективнее. Но если случился форс-мажор, то применим традиционный способ оформления перевозки — на бумаге. Ведь интернет не отключится навсегда?)

Данные сценарии необходимо прорабатывать отдельно, в рамках пилота. И вырабатывать технические и организационные решения этих вопросов.

Николай Иванов: Это будет единая платформа? Есть ли единый подход?

Единое окно для сбора и представления данных для ФОИВ, а также единые стандарты и правила работы с данными, единый технический язык и средства фиксации обязательств для однозначной интерпретации сведений документа на всех системных уровнях взаимодействия.

Иван Субботин: Правильно ли я понимаю, техническая часть и архитектура будет позже обозначена, хотелось бы увидеть эту информацию и понять, что подразумевается под ЭДО — какая-то конкретная платформа или просто термин электронного документооборота, и какие есть варианты интеграции?

Экспедитор и ЭТрН

Анна Любященко: Планируется ли доработка электронных экспедиторских расписок, поручений экспедитору?

Вопрос не совсем понятен, с какой точки зрения нужна доработка этих электронных документов? Они не являются обязательными при подаче данных в прототип при исполнении базовых сценариев.

Galina Zaugolnikova: Добрый день. Поясните, пожалуйста, как должна заполняться ТрН в случае привлечения к перевозке экспедитора в рамках договора транспортной экспедиции. Как должен быть заполнен раздел 1, кто указывается грузоотправителем в этом случае. Кто первично оформляет ТрН?

Наталия Кириллова: Поясните, пожалуйста, роль экспедитора в цепочке приема, перевозки, передачи груза при использовании ЭТрН?

Виталий Гузеев: В форме новой транспортной накладной впервые вводится такой участник, как экспедитор, можете прокомментировать как будет происходить документооборот с участием экспедитора? Уже есть понимание как правильно заполнять новую форму ТрН с участием экспедитора?

Galina Zaugolnikova: Как заполнить ТрН в случае привлечения цепочки экспедиторов?

Андрей Морев: Расшифруйте, кто такой экспедитор в транспортной накладной по форме 2200. Вариант 1 — это с кем есть договор транспортной экспедиции. Вариант 2 — лицо, оформляющее и сопровождающее груз. Вариант 3 — лицо, организующее перевозку. Вариант 4 — что-то другое. В транспортной накладной по 2200 и электронной раздел 6 может состоять теперь из двух юр лиц. 1 — лицо, выдавшее груз, 2 — грузоотправитель. Как это будет реализовываться в электронной транспортной накладной, т.е. в ЭТрН появится еще один участник или как-то по-другому?

Алиса Муратова: Экспедитор, исходя из новой формы транспортной накладной, может являться грузоотправителем, что не противоречит законодательству и более того, лишь выводит текущие процессы проходящие на бумаге в электронную плоскость.. При этом заказчиком перевозки (клиентом) может указывать лицо, которое заказало груз к перевозке у этого экспедитора.

Чевычалова Чевычалова: ТрН оформляет грузоотправитель, если он является экспедитором, кто в этом случае должен оформлять ТрН, клиент указывается справочно?

Алиса Муратова: Да, всё верно. Если экпедитор является фактическим грузоотправителем и отправляет груз со своего склада, то именно себя указывает в качестве отправителя.

Анна Любященко: Как быть с экспедиторскими документами? Как их перевести в ЭДО?

Наталия Кириллова: Будет ли использоваться эл. экспедиторская расписка?

Алиса Муратова: Законодательство уже не запрещает экспедиторские расписки, поручения экспедитору и складские расписки применять в электронном виде. Основываясь на опыте общения с экспедиторскими компаниями, могу сказать следующее. Стандартизировать обмен ЭР и придумать для нее отдельный формат, чтобы он подписывался по аналогии с транспортной накладной, скорее всего, не получится. Однако, если у вашей компании документ двухсторонний, заверяемый двумя подписями, тоего можно оформлять уже сегодня в неформализованном виде. Многие экспедиторские компании так работают. Но с точки зрения структурированности и передачи данных в органы, пока такой возможности нет.

Владимир Орел: При выполнении отгрузок из портов кто выступает в роли грузоотправителя — порт или экспедитор, обрабатывающий грузы в порту?

Алиса Муратова: При отгрузках из портов надо учитывать вид транспорта, на котором перевозится груз. Если это автомобильный транспорт, то оформление транспортной накладной по новым правилам ложится на Экспедитора (если он привлекается к перевозке). Надо уяснить две роли, Клиент — тот, кто заказывает перевозку, фактический Грузоотправитель — тот, с чьего склада забирается груз, Экспедитор — организатор перевозки. При этом если склад отгрузки принадлежит экспедитору, то он и будет указан в качестве грузоотправителя. Однако, если отправитель морской порт, то тут уже идет речь о мультимодальных перевозках. Над ними работа только начинается.

ГИБДД и электронные перевозочные документы

Вера Лазарева: А как отреагирует ГИБДД, если ВСЕ грузоотправители перейдут на ЭДО? Или они задействованы только в тестовом периоде?

Было бы неправильно говорить о реагировании ГИБДД на внедрение ЭДО. Этот вопрос лучше адресовать полномочным представителям МВД.

Алексей Богачев: Как сотрудники ГИБДД работают с электронной ТрН? Можете подробнее рассказать про этот процесс и как это происходит технически?

Николай Николай: Уже есть АРМ для инспекторов ГИБДД?

Роман Никишин: Каким образом планируется контроль за ТСД со стороны ГИБДД по ходу движения?

Поскольку ни АРМ инспекторов, ни каких-либо доработок в своей системе ГИБДД не проводил (это отдельный процесс, не в рамках эксперимента), то для ФОИВов (ГИБДД, Ространснадзор) были отдельно подготовлены интерфейсы в прототипе. Сотрудники ГИБДД с планшетов имели возможность подключиться к веб-ресурсу прототипа и получить доступ к данным о перевозке.

Ruslan S.: На сегодняшний день сотрудники ГИБДД имеют возможность проверять ЭТРН на посту или при локальной остановке водителя?

Информационная система предполагается как источник мастер-данных о перевозке, информацию о которой в своих интересах смогут получать все заинтересованые ФОИВы и ведомства, в том числе и МВД.

Никита Лелин: Предыдущий спикер говорил про проверку «легальности» грузоперевозки по камерам. А как тогда быть с вынужденными холостыми пробегами? Например, перегон ТС в автосервис?

Проверка легальности заключается лишь в том, что камера идентифицирует ГРЗ, по которому, в свою очередь, можно определить активные (актуальные) ЭТрН и/или ЭПЛ. Сопутствующие сценарии, как например, холостой пробег, перегон в автосервис — это всё же в зоне ответственности ГИБДД и их бизнес-процессов.

Анна Любященко: Что с экземпляром ТрН для ГАИ?

Андрей Цыбин: Пока печатаем бумажный экземпляр, как минимум, до с 1.01.2022, когда вступят в силу изменения, касающиеся ПДД 2.1.1.

Наталия Руденко: Можно, пожалуйста, еще раз по механике: Грузоотправитель передает xml оператору. А оператор передает Водителю грузополучателю и в ГИБДД?

Алиса Муратова: В целом работа на этапе эксперимента была выстроена следующим образом:


Источник: www.e-perevozka.ru

Относительно передачи титулов и их очередности ничего сказать нельзя, потому как сейчас только ведется работа над форматом документа.

Natalia Khmelnova: Почему предлагается именно ворд формат? Можно ли рассмотреть excel и возможность выбора удобного формата?

Ворд-формат нужен для ФНС России для выпуска НПА.

Речь была о ФОРМЕ, а не о ФОРМАТЕ. Формат, как и планировался, будет в виде XSD-схем. А описание формата — в том числе в word-документе. Поскольку утверждение формата будет происходить именно в виде word-документа приложением к определенному нормативному акту ФНС и/или Минтранса. То есть будет соблюден подход ФНС, например, к УПД — формат и его описание отдельно в разных формах представления.

Валерия Касаткина: ЭДО есть у грузоотправителей и грузополучателей. Каким образом в эту цепочку включить ТК и водителя? Давайте не забывать, что подпись водителя для налоговой очень важна.

Андрей Цыбин: И ТК и их водителей рекомендуем подключить к сервису обмена ЭТрН, например, Synerdocs. Таким образом, вы обеспечите на документе подписи водителя — как исполнителя перевозки (подписание можно организоват например с использованием ПЭП), и дополнительно заверить КЭП транспортной компании.

Вадим Колесниченко: Какой список документов в итоге удалось перевести в электронную форму?

Андрей Цыбин: В рамках эксперимента рассматривался перевод ЭПЛ и ТРН, а уже в сервисе можно обмениваться заявками, доверенностями на получение груза, актами выполненных работ, ЭТрН, ЭТТН, экспедиторскими расписками, поручениями экспедитору.

Николай Иванов: Какая платформа планируется для использования?

Андрей Цыбин: Если речь идет про ЕИС Минтранса, то они готовят свою платформу для работы с ЭТрН, которую разрабатывает ЗИТ. Бизнес же может воспользоваться услугами оператора ЭДО, у которого реализован функционал по ЭТрН, например, Synerdocs.

Николай Иванов: Как быть с ЭЦП водителя и перевозчика + грузополучателя?

Damir Garifzyanov: Нужна ли ЭЦП водителю? Как именно происходит подписание ЭТрН водителем? Он передает грузоотправителю флешку с ЭЦП?

Natalia Khmelnova: Водителю достаточно иметь простую электронную подпись?

Вадим Колесниченко: ЭЦП использовалась квалифицированная или простая?

Екатерина Долгова: Какие виды ЭЦП использовались участниками обмена ТрН?

Роман Никишин: Какая подпись использовалась? Квалифицированная или обычная? Облачная или на физическом носителе?

Андрей Цыбин: На эксперименте все стороны использовали КЭП. При этом возможно использование как облачной, так и локальной подписи

Алиса Муратова: Использование вида подписи остается на усмотрение компании. Есть как минимум два варианта: 1) водитель работает с ПЭП, и она заверяется КЭП транспортной компании; 2) водитель работает с КЭП, например, с мобильной. Всё на усмотрение компании. При этом, конечно же, нужно обеспечить соблюдение ФЗ 63 «Об электронной подписи».

Петр Ястеров: То есть надо подписывать и ЭЦП и подписью на копии? На копии же уже проставлена ЭЦП при распечатке. Сверху ЭЦП надо еще и подпись?

Алиса Муратова: Если вы имеете в виду работу с ЭТрН в Synerdocs, то для предоставления в ФНС необходимо действовать так же, как в случае с неформализованными документами. необходимо распечатать ТрН, заверить печатями и подписями организации и представить. В перспективе транспортная накладная, созданная в электронном виде, будет подаваться в ФНС по аналогии с УПД .

Андрей Морев: Планируете ли вы для сервиса сделать коннектор для выгрузки электронных документов в ваш сервис?

Алиса Муратова: Если вы имели ввиду коннекторы для учетных систем, то они уже есть, например, для .

Александр Пересада: Подскажите, пожалуйста, отправка грузов/заказов с пунктов выдачи попадает под новый процесс? Если да, то как это работает?

Алиса Муратова: Процесс доставки грузов в целом остается прежним. Новым его назвать фактически нельзя, лишь взаимодействие переводится в электронную плоскость.

Петр Ковальчук: А является ли законным подписание документа, если водитель не видит, что в нем? И как быть в случае, если водитель ИП?

Владислав Далецкий: Если водитель не видит самого документа, то как он может расписываться за получение конкретного количества грузовых мест?

Андрей Цыбин: В сервисе Synerdocs водитель перед подписанием имеет возможность увидеть документ посредством Viber, при подписании через СМС в сообщении также указываются ключевые реквизиты документа. Нельзя говорить о том, что водитель не видит, что именно подписывает, ведь у него ко всему прочему также есть возможность скачать документ и просмотреть его. Конечно же, подписывать, не видя документа — в корне неверно.

Владимир Долганов: Как ЭД защищены от доступа к ней третьих лиц?

Алиса Муратова: Сервис Synerdocs развернут на защищенной площадке, которая арендуется у компании Крок, доступ к среде осуществляется по защищенному туннелю, подключение доступно ограниченному числу сотрудников.

Roman Lebedev : Подскажите, страховые как-то были вовлечены в тесты? Их обяжут принимать ЭТрН в комплекте документов по страховым случаям?

Алиса Муратова: В эксперименте страховые компании не участвовали. Но в 2019 году в адрес разработчика сервиса Synerdocs, ООО «ДИРЕКТУМ», поступили гарантийные письма от лица известных российских страховщиков. Компании заверили, что в рамках возмещения убытков по страхованию грузов они готовы принимать электронные транспортные накладные. Но в том случае, если ТрН представлены по аналогии представления документов в ФНС, а именно распечатать из сервиса с отметками о подписании документа ЭП, заверить, подписать, представить. Прецеденты уже были, ЭТрН рассматривались страховой компанией.

Дмитрий Кереже: А какая информация о контейнерах учитывается?

Алиса Муратова: В рамках эксперимента контейнерные перевозки рассмотрены не были, скорее это вопрос ближайшего будущего.

Natalia Khmelnova: У нас, например, ТрН заполняется автоматически из нашей ТМС и хотелось бы заливать её в ЭДО, а не набирать заново ворд.

Андрей Цыбин: Это можно реализовать посредством интеграции вашей ТМС с сервисом Synerdocs по API.

Елена Чугорина: А как формировать ТрН, если у кого-то есть ЭЦП, а у кого-то нет (на пути следования)?

Андрей Цыбин: Все участники до начала обмена /перевозки должны получить ЭП, в т.ч. водители. У нас, как у оператора ЭДО, есть специальная технология — проекты подключения. Готовы более детально рассказать о ней при личной встрече.

Формат электронной транспортной накладной

Федор Сумкин: Можно ли уже использовать ЭТрН, не дожидаясь выхода формата?

Подойникова Наталья: Т.е сейчас применять ЭТрН нельзя, так нет согласования с ФНС?

Андрей Цыбин: Согласно 402-ФЗ и 63-ФЗ подписание документов, в том числе и ЭТрН, возможно любыми видами электронной подписи. Транспортные накладные, передаваемые через сервис Synerdocs, полностью легитимны. Вопрос только в том, что при проверке инспектором ГИБДД водитель должен предоставить печатную копию. Для этого одна копия ТрН распечатывается и подписывается грузоотправителем. После перевозки она уничтожается, оригинал остается в сервисе. При передаче документа в ФНС нужно выгрузить печатную форму из сервиса, поставить подпись и печать организации, предоставить по месту требования.

Вадим Колесниченко: Были ли разработаны новые стандарты к формам документов?

Алиса Муратова: Форма разрабатывается, исходя из потребностей трех сторон: рынка, Минтранса и ФНС. В Приложении 4 ПП 2200 как раз представлена новая форма.

Владислав Далецкий: Какой порядок расходов на внедрение всей системы с 0 и от чего зависит?

Андрей Цыбин: Расчеты индивидуальны, зависит от количества пользователей, объемов документооборота и от способа работы с сервисом. Мы готовы сделать расчет после проведения личной встречи.

Вопросы для компании CRAFTER

Андрей Морев: Для перевозчика получилось ли при электронных транспортных накладных быстрее закрывать перевозки и быстрее оформлять закрывающие акты?

Евгений Кизилов: Закрывающая документация для перевозчика состоит из двух частей — электронная транспортная накладная и первичная документация в виде УПД, акта. Если первичка уже переведена в ЭДО, то ЭТрН закрывается сразу же после прибытия груза на место выгрузки. Вам не нужно ждать, когда водитель привезет документы в офис. Таким образом, 1-2 недели перевозчик выигрывает на обработке документов.

Светлана Булыгина: Какое средство связи (кнопочный телефон, смартфон, планшет) должно быть у водителя в рейсе?

Евгений Кизилов: Водители, как и любые другие сотрудники компании, встречают с недоверием технические изменения. Так как это не носило массовый характер, трудно сказать, что будет, когда всех обяжут. Надеемся, переход будет плавным и не произойдет такого, что все участники рынка с утра проснутся и резко начнут работать в ЭДО. Водители с пониманием относились к перевозкам с цифровым оформлением. Мы не устанавливали отдельное мобильное приложение, подписывали с помощью СМС в сервисе Synerdocs. У оператора также есть возможность подписания в чат-боте Viber. То есть это средства доступные любому водителю, будь у него кнопочный телефон или смартфон. В дальнейшем будем думать, как в наше приложение интегрировать механизмы согласования, настройку обмена с оператором. Было несколько сессий, где в том числе обсуждался вопрос, нужно ли водителю подписывать документы. вероятнее всего, подписание водителем останется, потому что факт передачи груза и загрузки машины должен подтвердить кто-то на месте. Как видите, есть разные варианты подписания, которые не требуют дополнительного софта. У Synerdocs есть решение с использованием квалифицированной электронной подписи перевозчика и простой ЭП водителя.

То, что водитель не видит сам документ, это непривычно. Но для подстраховки мы просили KNAUF (второго участника цепи поставок) распечатывать транспортную накладную. На момент эксперимента еще не все посты ГИБДД были оборудованы приложением, и какой-то подтверждающий документ еще был нужен. После того как законодательно будет полный переход на ЭТрН, машина сможет ехать вообще без сопровождения бумажных документов. достаточно будет госномера автомобиля, и любая камера фиксации сможет определять, легальную перевозку производит машина или нет.

Никита Лелин: Можно ли более подробно рассказать механику процесса?

Евгений Кизилов: Транспортная накладная состоит из нескольких титулов. Документ создавал и подписывал грузоотправитель (в нашем случае ГК KNAUF), далее перевозчик (ГК CRAFTER) подписывал ЭТрН при получении груза и его передаче, а грузополучатель (ГК KNAUF) — в момент выгрузки. Таким образом, всего формировалось и подписывалось 4 титула.

Арсен Марьин: Какой процент выпускаемых ТН/ТТН (от общего количества) на данный момент выпускается только в электронном виде. Если не 100%, то по каким основным причинам не все документы выпускаются в электронном виде?

Евгений Кизилов: Если имеется в виду ТрН, то это далеко не 100% не более 1-3% от общего объема перевозок. Основные причины — электронная форма не обязательна, формат еще не финальный и нередко отличается у разных участников перевозки, нет роуминга, в целом только небольшая часть грузоотправителей работает с ЭТрН — для многих это довольно дорогая и небыстрая доработка информационных систем и изменение бизнес-процессов.

Андрей Морев: Скажите, электронная транспортная накладная увеличила ли скорость приемки и сдачи груза водителем?

Евгений Кизилов: На скорость приемки и сдачи ЭТрН не повлияла, но вот скорость обработки документов, конечно, выросла. После приемки товара и подписания ЭТрН грузополучателем она сразу же есть у нас, не нужно ждать доставки твердой копии в офис или центр обработки документов.

Natalia Khmelnova: Зависит ли заполнение ЭТрН от договора перевозки между производителем и ТК? Например, если заключен договор перевозки (не транспортно-экспедиционный), но ТК на одну из перевозок привлекла сторонний транспорт, в этом случае в ТрН все равно необходимо указывать, что перевозчик является экспедитором? Или необходимо указать согласно договору — без отметки галочки «Экспедитор»?

Евгений Кизилов: Формально изменилась только форма. У разных грузоотправителей разные формы ЭТрН, разные требования к заполнению и даже подписанию. На этот вопрос можно будет ответить после публикации разъяснений ФНС.

Анна Любященко: Как сводите ЭТрН и УПД?

Евгений Кизилов: Как два отдельных документа. Важный момент в том, что мы не участвуем в товарных отношениях Грузоотправителя и Грузополучателя. Если речь о первичке по услугам перевозки — то пока ручное сопоставление документов.

Алексей Марохонов: У нас при смене водителя данные водителя и ТС ввелись в систему, данные подтвердились УЦП, но изменения в ЭТрН не внеслись, водитель, на которого производилась замена ЭТрН, не увидел и при разгрузке подписантом был водитель, на которого документы оформлялась изначально. Аналогично при переадресации.

Евгений Кизилов: Возможно, такие сбои были на самых первых рейсах, так как механизм обмена новый для всех участников. Для выявления таких ошибок тест и проводился. После завершения и тестирования настроек и обмена данными у нас таких проблем не было.

Валерий Костин: Грузополучатель в пункте получения груза тоже должен иметь оборудование для подтверждения получения груза?

Евгений Кизилов: Дополнительного оборудования не нужно. Как правило, существующего компьютера на складе достаточно. Зависит от процессов Грузополучателя.

Natalia Khmelnova: Если товаросопроводительные документы (ТОРГ-12) так же передаются в электронном виде, необходимо ли это указывать в п.4?

Евгений Кизилов: Если я не ошибаюсь, законодательно не изменились требования к заполнению п. 4. При электронных ТСД как правило добавляется признак (литера «Э»).

Марсель Мухаметшин: Водителю ЭЦП нужна?

Евгений Кизилов: Да, на этапе эксперимента была нужна КЭП. Надеемся, будет допустима ПЭП.

Владимир Долганов: На каких ресурсах хранятся ЭД? Как подтверждать наличие УПД в ФНС?

Евгений Кизилов: Документы хранятся у оператора, если нужно, вы можете их скачивать и хранить у себя вместе с подписями. В ФНС просто передаете флешку с документами и подписями.

Вопросы для АО «Тандер»

Алексей Богачев: Сейчас Тандер использует ЭТРН внутри компании, но один экземпляр по-прежнему печатаете на бумаге для ГАИ? все верно?

Оксана Андреева: Да, все верно. Так как сотрудники ГИБДД не готовы проверять электронные документы, тем более в нашем формате, который не утвержден, то печатаем 1 экземпляр отдельно для них.

Елена Буданцева: Когда Тандер планирует начать обмен ЭТрН?

Оксана Андреева: Внутри нашей группы компаний электронная транспортная накладная уже используется. Сейчас мы находимся на стадии пилота, выборочно опробовали процесс с некоторыми перевозчиками. Что касается сторонних грузоотправителей и масштабного перехода на обмен ЭТрН с внешними перевозчиками, здесь мы будем дожидаться внедрения формата. Мы понимаем, что большинство игроков рынка не готово использовать один формат, а через несколько месяц перестраиваться на работу под второй, который уже будет утвержден законодательно.

Вопросы для Synerdocs

Ekaterina Kafarova: Подскажите, кто провайдер услуг, через какой сайт необходимо работать?

Валерий Костин: Кто из провайдеров учувствует в эксперименте?

Андрей Цыбин: Если вы имеете в виду работу с ЭТрН уже сейчас, то провайдером услуг является компания Директум, сервис обмена — Synerdocs.

Анна Ананина: Участники, в том числе провайдеры на сайте эксперимента e-perevozka.ru.

Алексей Богачев: Есть ли у Синердокс роуминг по ЭТрН с другими операторами ЭДО сейчас?

Андрей Цыбин: Для того чтобы решение по обмену электронными транспортными накладными охватило как можно больше компаний, необходимо уже сейчас задумываться о реализации роуминга. Собрать цепочку на одном операторе представляется достаточно сложным. Плюс это будет значительно тормозить развитие рынка. Мы, как оператор ЭДО, общались с нашими коллегами, представляющими другие сервисы обмена. У них также есть желание по настройке и организации роуминга. Сейчас в Synerdocs запланированы работы по определению схемы роуминга, регламенту обмена, формату служебных документов.

Наталия Кириллова: Если участники цепочки используют разных операторов ЭДО, как будет проходить оформление ЭТрН?

Алиса Муратова: Большая работа ожидается со стороны операторов. Как только формат будет принят официально, операторы будут думать, как организовать работу с ним. Например, сейчас есть автоматические настройки цепочек в части передачи УПД. То же самое будет с ЭТрН.

Роман Никишин: ЭТрН упраздняет действие других документов: ТТН (форма Т-1), с/х форма СП-31? Если нет, то будет ли тест по данным формам?

Алиса Муратова: По поводу товарно-транспортной накладной: есть приказ Росалкогольрегулирования, который запрещает при перевозке алкоголя использовать ТрН. Здесь может использоваться только ТТН.

Андрей Цыбин: ТТН (форма Т-1) и с/х форма СП-31 остаются. Упразднить их может ФНС. Но пока этого не произошло. Мы, как оператор, провели оценку реализации с/х форма СП-31. ТТН у нас уже реализована в классическом виде. Поэтому если у вас есть желание перевести товарно-транспортные накладные в электронный вид, то обращайтесь. Обсудим ваши потребности, бизнес-процессы и сроки.

Елена Буданцева: Все обмены электронными документами начинаются с момента готовности контрагентов. есть на законодательном уровне на текущий момент обязательства и ответственность контрагентов по переходу на ЭТрН? Мы правильно понимаем, что определен срок, после наступления которого обращение бумажных ТрН будет запрещено?

Андрей Цыбин: У контрагентов нет обязательств и ответственности по переходу на ЭТрН. По крайней мере на текущем этапе. Что будет потом, мы можем только предполагать. Но не исключаю, что по истечении n-ного количества лет мы можем прийти к полному отказу от бумаги в грузоперевозках. Но это точно не произойдет в ближайшие 1-2 года.

Лариса Яковлева: Обязателен ли оригинал ТОРГ-12 при перевозке, если ещё не перевели на ЭДО (пакет отгрузочных)?

Алиса Муратова: Не совсем понятен вопрос. Есть две категории документов — на товар и на груз. ЭТрН — документ на груз.ТОРГ-12 — документ на товар. Оригиналы ТОРГ-12 при перевозке груза не обязательны.

Федор Сумкин: Есть ли какой-либо чек-лист для компаний, которые планируют внедрение ЭТрН в этом году?

Алиса Муратова: В феврале команда Synerdocs проведет вебинар о том, как бизнесу плавно перейти на электронный документооборот Наши докладчики обязательно поделятся чек-листом.

Валерий Костин: Если грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель одно юрлицо, процесс ЭДО проработан?

Алиса Муратова: В этом случае вы оказываете услуги сами для себя. ТрН необходима только в случае заказа перевозки иными лицами.

Валентина Норина: Можно визуально посмотреть на интерфейс, форму электронной товарной накладной?

Антон Рябов: Можно увидеть интерфейс и пример заполнения ЭТрН?

Андрей Цыбин: Да конечно, вы можете оставить заявку на нашем сайте synerdocs.ru, и мы с вами свяжемся

Никита Лелин: В случае пломбирования ТС есть ли возможность фиксации этого в ЭТрН?

Зарина Макажанова: Есть ли возможность в ЭТрН указать номера УПД на товар либо пломб?

Алиса Муратова: Конечно, номер пломбы можно указать в документе. Как в бумажном, так и в электронном. Аналогично в разделе сопроводительных документов можно указать номера УПД и иные документы.