—   сервис обмена электронными документами
ГлавнаяНовостиНовости сервиса: 2021

Внедрение электронных транспортных накладных в России: рекомендации для бизнеса

2020 год стал решающим в части перевода транспортных документов в электронный вид. 20 января представители сервиса Synerdocs, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», ГК CRAFTER и АО «Тандер» приняли участие в совместном онлайн-семинаре, где обсудили тему внедрения цифровых перевозочных документов.

Модератором встречи выступила Алиса Муратова,
эксперт решения Synerdocs «ЭДО в грузоперевозках»

В области автомобильных грузоперевозок сегодня насчитывается более 58 тысяч предприятий. Парк грузового автотранспорта и легкой коммерческой техники составляет 7,9 млн единиц. Ежегодно участники отрасли создают свыше 3 млрд перевозочных документов. Эксперимент Минтранса, запущенный в 2020 году, призван сократить издержки, ускорить обмен данными и взаимодействие бизнеса с органами власти, обеспечить прозрачность рынка.

20 января на онлайн-семинаре Synerdocs спикеры обсудили вопросы внедрения ЭТрН и ЭПЛ в России, развитие формата транспортной накладной, поделились возможными планами на 2021 год и выдали рекомендации для бизнеса.

Александр Долгоруков, директор дирекции развития ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»:

«В эксперименте приняли участие транспортные компании, торговые сети, производители товаров массового спроса. Обмен электронными перевозочными документами обеспечили операторы ЭДО.
Вместе с участниками мы отработали наиболее распространенные сценарии перевозки, в том числе перевозку в штатном режиме, замену водителя во время транспортировки, перенаправление груза и проверку инспекторами ГИБДД/Ространснадзора на маршруте.
Прототип государственной информационной системы прошел тестирование в боевых условиях и доказал свою результативность в режиме 24/7 бесперебойной работы».

В практической части эксперимента Минтранса приняли участие клиенты Synerdocs — группы компаний KNAUF и CRAFTER. О совместном кейсе и результатах тестирования ЭТрН рассказал представитель перевозчика:

Евгений Кизилов, заместитель генерального директора по стратегии и бизнес-процессам ГК CRAFTER:

«Использование электронной транспортной накладной не представило для нас сложностей. Мы отработали все возможные сценарии, в том числе проверку груза инспектором ГИБДД. Кстати, эта процедура заняла всего 3-5 минут.
Главный вывод, который можно извлечь из эксперимента, — не нужно бояться цифровизации. Переход на ЭДО однозначно сокращает время на обработку документов и их возврат. Так как формат ЭТрН будет принят в ближайшее время, бизнесу пора задуматься об интеграции с государственной информационной системой. Обращайтесь за консультацией к операторам ЭДО, проводите обучение водителей уже сейчас».

Многие игроки рынка начали тестировать обмен ЭТрН задолго до 2020 года. В их числе — крупнейшая российская сеть розничных магазинов «Магнит», которая запустила внутренний эксперимент по цифровизации ТрН около двух лет назад. Уже тогда объем бумажных транспортных накладных в группе компаний составлял 1 200 000 экземпляров и существенно тормозил бизнес-процессы.

Оксана Андреева, руководитель сектора развития СЭД АО «Тандер»:

«На все перевозки мы начали оформлять электронные ТрН, при этом продолжали распечатывать бумажные экземпляры для ГИБДД и государственных органов. Решение, на наш взгляд, было удачным, так как подготовило к эксперименту Минтранса. В него мы вступили, чтобы поделиться опытом с участниками, предостеречь от ошибок и понять, как в будет выглядеть схема обмена ЭТрН в стране, в какие сроки государство планирует перевести рынок грузоперевозок на ЭДО.
Во время эксперимента проблем не было. Наши водители уже знали, как работать с электронной транспортной накладной, отсутствие бумаги в перевозках для них не стало новинкой. Чего не скажешь о предъявлении ЭТрН сотрудникам ГИБДД. Это действительно большой плюс, когда инспектор за несколько минут проверяет документ, ставит отметку и отпускает водителя.
АО „Тандер“ продолжит участвовать в эксперименте Минтранса и дорабатывать собственное решение с учетом изменяющейся нормативной базы и развития формата».

Один из актуальнейших вопросов для всех участников рынка — когда будет готов формат электронной ТрН. Его разработкой занимается ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» — ведущий системный интегратор транспортной отрасли России в области транспортной и информационной безопасности. На онлайн-семинаре представитель организации подробно рассказал о результатах.

Антон Хатунцев, руководитель отдела аналитики дирекции развития ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»:

«Все доработки формата производились с учетом требований законодательства, целей и задач государства, потребностей участников рынка.
Благодаря эксперименту были определены состав и содержание титулов ЭТрН. За образец взяли структуру УПД, дополнив ее сведениями в том числе о контейнерах, GLN, и многими другими. Конечно, пока еще есть „белые пятна“. В их числе — сложные сценарии с участием экспедиторов, применение квалифицированной и простой электронной подписи. В первую очередь мы ищем варианты, которые устроят ФНС и Минтранс.
В ближайшей перспективе планируем подготовить и согласовать с налоговой службой первый титул, далее обсудим его с ключевыми игроками — операторами, бизнесом. После того как соберем обратную связь и доработаем первый титул, завершим и остальные».

На онлайн-встрече были озвучены и дальнейшие шаги операторов ЭДО. Руководитель проектов развития бизнеса Synerdocs Андрей Цыбин выделил следующие этапы:

  1. Подготовка к изменению формата ЭТрН.
  2. Реализация его поддержки в сервисе.
  3. Решение Synerdocs «ЭДО в грузоперевозках» существует на рынке с 2018 года. Уже более 5000 компаний успешно обмениваются электронными ТрН, ТТН и другими перевозочными документами между собой.

  4. Перевод клиентов на работу с новым форматом.
  5. Организация роуминга совместно с ключевыми операторами ЭДО.

Спикеры обсудили возможные планы на 2021 год и сценарии внедрения электронных перевозочных документов. Масштабный переход на ЭТрН и ЭПЛ будет сложно реализовать без апробирования. Поэтому рассматривается и такой вариант, как запуск в 2021 году пилотного проекта по массовому переходу транспортной отрасли на ЭДО.

Несмотря на то что еще нет утвержденного формата, спикеры сходятся во мнении, что о переходе на ЭТрН бизнесу стоит задуматься уже сейчас. Как минимум, пообщаться с операторами ЭДО, как максимум, запустить работы по интеграции и проработать соответствующие вопросы совместно с регуляторами (ФОИВ).

Андрей Цыбин, руководитель проектов развития бизнеса Synerdocs:

«В идеале подготовку стоит начать уже в 1-2 квартале 2020 года. Прежде всего, разберитесь с текущими бизнес-процессами, опишите все кейсы перевозок и на основе этого подготовьте модель „как будет“. Уточните у оператора ЭДО, сможет ли он и в какие сроки доработать сервис под специфику ваших процессов. Параллельно проведите общение с контрагентами — готовы ли они внедрять ЭТрН на своей стороне? С основными из них вы должны перейти на ЭДО, иначе эффект цифровизации не будет достигнут.
Для крупных компаний интеграция с информационной системой — отдельный блок работ, который потребует немалых ресурсов (время, трудоемкость, деньги). Для среднего и малого бизнеса существуют типовые решения. Например, клиенты Synerdocs используют веб-интерфейс и интеграцию с 1С.
Чтобы с 1 января 2022 года большинство компаний начали обмениваться ЭТрН, нужны совместные усилия. Уверен, только это сможет изменить рынок».

Открытый диалог между организаторами эксперимента, бизнесом и операторами, а также шквал вопросов со стороны участников, показали высокий интерес к теме внедрения ЭТрН. Команда Synerdocs продолжит держать вас в курсе последних новостей.