—   сервис обмена электронными документами

На пике популярности: тренды ЭДО 2021

26.02.2021

Если 2020 год прошел под знаком маркировки, то в 2021-ом первенство перехватили электронные транспортные документы. Причина — выход Постановления Правительства РФ № 2200. Какие тенденции ЭДО будут востребованы в ближайшее время и к чему готовиться бизнесу, разбираем далее.

ЭДО в грузоперевозках

Отказ от бумажных перевозочных документов по праву занял свое место в трендах ЭДО на текущий год и не только. Связано это с прошедшим экспериментом Минтранса, в рамках которого протестировали оформление транспортных накладных () и путевых листов в электронном виде. Участниками пилотного проекта стали: сервис Synerdocs, Wildberries, KNAUF, CRAFTER и другие.

Новую волну популярности цифровым транспортным накладным принесло Постановление Правительства РФ № 2200 от 21 декабря 2020 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» (далее — Постановление № 2200). Тогда же ГИБДД начнут проверять ТрН, не требуя распечатанного экземпляра.

Многие участники рынка грузоперевозок уже используют в работе накладные в электронном виде, что не противоречит закону. ЭДО помогает ускорить взаимодействие с участниками перевозки и избавиться от бумажной рутины. Несмотря на то, что изменения вступят в силу только с 1 января 2022 года, лучше начинать активные действия по цифровизации транспортных документов заранее. Для начала — структурировать имеющиеся бизнес-процессы: прописать этапы перевозок на данный момент и спрогнозировать схему обмена документами при электронном взаимодействии.

Новые виды транспортных документов

Тенденция ЭДО, плавно вытекающая из первой — это дополнительные виды электронных перевозочных оригиналов, которые приняты Постановлением № 2200. Среди них:

  • электронный заказ-наряд;
  • электронная сопроводительная ведомость.

Уточним, что законодательство РФ и раньше не препятствовало цифровому оформлению этих документов, но конкретных формулировок, зафиксированных в законе, многим участникам рынка всё же не хватало.

И снова маркировка

Ожидаемо в трендах ЭДО остается и маркировка. Категории товаров, для которых она уже является

  • табак;
  • шубы;
  • обувь;
  • медицинские препараты;
  • шины и покрышки;
  • одежда;
  • парфюмерия;
  • молочная продукция.

На все перечисленные выше товары производители обязаны наносить индивидуальный DataMatrix код и регистрировать продукцию в системе Честный ЗНАК. На подходе велосипеды, упакованная вода, пиво и пивные напитки, а также кресла-коляски. Для этих групп маркировка пока является добровольной.


Как сервис Synerdocs участвует в процессе маркировки

Игнорировать эту тенденцию электронного документооборота не получится. Производителям, которые не успели в срок перестроить свои процессы, грозит административная ответственность. Сейчас в системе Честный ЗНАК зарегистрировано более 300 000 представителей бизнеса.

Пожалуй, для производителей основные сложности и потрясения позади. У участников рынка уже сложилось мнение о маркировке и есть понимание, как с ней работать.

В Telegram Synerdocs мы проводили опрос, какой из трендов ЭДО будет в 2021 году самым востребованным. Заходите к нам на канал и оставляйте свой голос, а в конце года мы посмотрим, насколько точными оказались наши прогнозы.