—   сервис обмена электронными документами

Нормативно-правовая база обмена электронными документами

Вопрос в ФНС о проведении выездных налоговых проверках при работе организации с электронными документами

декабрь, 2013 г.

В целях соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, доверенный оператор электронного документооборота ФНС РФ ООО «ДИРЕКТУМ» (идентификатор 2IG, паспорт № 0034 от 19.02.2013) просит разъяснить вопрос, связанный проведением выездных налоговых проверок в организации, использующей электронный документооборот счетами-фактурами и первичными учетными документами.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации есть возможность обмениваться с контрагентами электронными документами, в том числе электронными счетами-фактурами, актами выполненных работ (оказанных услуг), товарными накладными. В этом случае оригиналы документов – это электронные документы в форматах, утвержденных ФНС РФ.

На данный момент законодательно и технически реализован механизм представления документов по требованию при камеральных и встречных налоговых проверках:

  • Приказ ФНС РФ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации)»;
  • Приказ ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@ «Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Однако механизм проверки электронных оригиналов документов при выездных налоговых проверках на данный момент не понятен.

В соответствии с п. 12 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.

Кроме того, п. 14 той же статьи говорит, что при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

В связи с этим просим дать разъяснения по следующим вопросам.

  1. Каким образом планируется осуществлять проверку электронных документов (в том числе электронные счета-фактуры, акты, накладные, договоры и др. документы с электронными подписями) при выездной налоговой проверке?
  2. Будет ли у налогового инспектора при выездной налоговой проверке наличие технических средств для просмотра электронных документов, созданных в форматах xml, утвержденных ФНС РФ?
  3. Будет ли у налогового инспектора при выездной налоговой проверке наличие технических средств для проверки электронных подписей к документу?
  4. Как будет осуществляться проверка электронных документов, форматы которых не утверждены, но и запрета на использование которых в электронном виде нет, в том числе если эти документы создаются и передаются в xml-формате?
  5. Как применять понятие «выемка» для электронных оригиналов документов?
  6. Есть ли на данный момент нормативно-правовые акты или рекомендации, регулирующие проведение выездной налоговой проверки в организации, использующей в своей работе электронный документооборот счетами-фактурами, первичными учетными и другими документами?

Ответ ФНС РФ по вопросу о проведении выездных налоговых проверок в организации использующей ЭДО с контрагентами

На сегодняшний день не существует нормативно-правовых актов, регулирующих порядок проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков, использующих в своей работе электронный документооборот счетами-фактурами, первичными учетными и другими документами. В случае необходимости проведения ВНП в организациях, использующих электронный документооборот, следует руководствоваться письмом ФНС России от 25.07.2013 №АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (далее – Письмо), в пункте 5.9 которого говорится, что правила проверки бумажных и электронных документов не отличаются. В Письме также сообщается, что обеспечить доступ налогового инспектора к проверяемым электронным документам должен сам налогоплательщик с применением собственной компьютерной техники. На соответствующие обязанности указывает и пункт 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ: налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Особенности изъятия электронных документов в рамках выемки на уровне законодательства о налогах и сборах пока что тоже не определены. Вместе с тем абзац 3 пункта 2 статьи 93 Налогового кодекса гласит: если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС).

***

Резюмируя ответ ФНС относительно проведения выездных налоговых проверок, делаем два важных вывода. Во-первых, правила проверки бумажных и электронных документов не отличаются. Во-вторых, в случае необходимости изъятия электронных документов налогоплательщик вправе отправить их в налоговый орган по ТКС, но при условии, что истребуемые электронные документы соответствуют форматам, утвержденным ФНС.

Рекомендуем ознакомиться с аналитической статьей на нашем сайте, посвященной вопросам проведения выездных налоговых проверок.

Вернуться в раздел «Обращения в госорганы»