—   сервис обмена электронными документами

Нормативно-правовая база обмена электронными документами

Вопрос в ФНС о выемке электронных документов при выездных налоговых проверках

март, 2014 г.

В целях соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, доверенный оператор электронного документооборота ФНС РФ ООО «ДИРЕКТУМ» (идентификатор 2IG, паспорт № 0034 от 19.02.2013) просит разъяснить вопросы, связанные с проведением выездных налоговых проверок при электронном документообороте счетами-фактурами и бухгалтерскими учетными документами с контрагентами.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации налогоплательщики вправе обмениваться счетами-фактурами и первичными бухгалтерскими документами в электронном виде.

Требования к проведению выездных налоговых проверок закреплены в статье 89 главы 14 части первой Налогового кодекса РФ.

Наши клиенты все чаще задают вопросы о порядке проведения выездных налоговых проверок при электронном документообороте счетами-фактурами с контрагентами. На совместных семинарах с налоговыми органами операторы электронного документооборота сходятся во мнении, что при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику достаточно представить компьютер и необходимые документы на съемном носителе информации, типа флеш-накопителя или внешнего жесткого диска.

В связи с этим просим Вас дать подробные разъяснения по следующим вопросам:

  1. Достаточно ли в рамках выездной налоговой проверки предоставить инспектору компьютер и требуемые документы на носителе типа флэш-карты?
  2. Каким образом технически будет проводиться выездная налоговая проверка в организации, использующей электронный документооборот?
  3. Требуется ли в рамках выездной налоговой проверки предоставлять инспектору техническую возможность для просмотра неформализованных документов и документов, созданных по форматам ФНС? Что может служить программой для просмотра документов в форматах ФНС и есть ли у налоговых органов специализированные программы для просмотра формализованных документов? Может ли служить просмотрщиком для формализованных документов веб-клиент доверенного оператора ЭДО ФНС?

Ответ ФНС РФ по вопросу о проведении выездных налоговых проверок в организации использующей ЭДО с контрагентами

Порядок проведения выездной налоговой проверки при обмене электронными документами с контрагентами не отличается от порядка при бумажном документообороте. На основании пп. 3 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налоговые органы при проведении проверок вправе производить выемку документов, в том числе электронных.

Документы, хранящиеся в электронном виде, возможно получить в результате выемки как путем копирования информации на съемный носитель, так и путем выемки предметов, содержащих данную информацию: жестких дисков, системных блоков, серверов и т.д. Право на определение данного предмета налоговый орган оставляет за собой.

***

Исходя из официального ответа ФНС, можно сделать вывод, что выездные налоговые проверки в компаниях, использующих электронный документооборот счетами-фактурами и другими первичными учетными документами с контрагентами, проходят точно так же, как в организациях, ведущих бумажный документооборот. Разница проявляется лишь в случае выемки – вместо оригиналов бумажных документов инспектор вправе осуществить выемку жесткого диска, системного блока или сервера.

Вернуться в раздел «Обращения в госорганы»