—   сервис обмена электронными документами

Нормативно-правовая база обмена электронными документами

Вопрос в ФНС о выставлении счетов-фактур энергосбытовыми компаниями

май, 2014 г.

В целях соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, доверенный оператор электронного документооборота ФНС РФ ООО «ДИРЕКТУМ» (идентификатор 2IG, паспорт № 0034 от 19.02.2013) просит разъяснить вопрос, связанный с выставлением счетов-фактур в электронном виде в энергосбытовых компаниях.

В соответствии с п. 3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В соответствии с п. 3 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. № 1172 (далее - Правила), под расчетным периодом для энергосбытовых компаний понимается календарный месяц.

Гарантирующие поставщики, работающие в ценовых зонах оптового рынка, покупающие электроэнергию на оптовом рынке, получают данные о ценах за прошедший расчетный период от Организации коммерческой инфраструктуры (Открытое акционерное общество «Администратор торговой системы») только после 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом. Данный срок указан в п. 192 Правил:

Организацией коммерческой инфраструктуры в порядке, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, рассчитываются и подлежат опубликованию на ее официальном сайте в сети Интернет в течение 10 дней после окончания соответствующего расчетного периода следующие величины, определяемые в отношении группы точек поставки каждого гарантирующего поставщика (а в случае, если гарантирующий поставщик приобретает на оптовом рынке электрическую энергию и мощность по нескольким группам точек поставки в пределах одного субъекта Российской Федерации, - по совокупности указанных групп точек поставки):

  • составляющие предельных уровней нерегулируемых цен, указанные в пункте 183 настоящих Правил;
  • фактический объем потребления электрической энергии гарантирующим поставщиком на оптовом рынке за соответствующий расчетный период;
  • объем фактического пикового потребления гарантирующего поставщика на оптовом рынке за соответствующий расчетный период;
  • коэффициент оплаты мощности для соответствующей зоны суток расчетного периода, определяемый в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии и Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность);
  • максимальный час фактической пиковой нагрузки для каждых рабочих суток расчетного периода для субъектов Российской Федерации;
  • цены и объемы электрической энергии каждого свободного договора купли-продажи электрической энергии, зарегистрированного гарантирующим поставщиком на оптовом рынке в отношении его зоны деятельности;
  • величина корректировки составляющей предельного уровня нерегулируемых цен при учете свободного договора купли-продажи электрической энергии, определяемой в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Указанные в настоящем пункте величины рассчитываются организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка исходя из данных, которыми она располагает на момент расчета.

Указанные данные необходимы для формирования тарифов для потребителей электроэнергии на розничном рынке за тот же расчетный период.

Таким образом, после проведения расчетов на основании полученных данных, энергосбытовые компании, работающие в ценовых зонах оптового рынка, получают возможность выставить счета-фактуры своим покупателям на розничном рынке только к 12 числу месяца, следующего за расчетным, что влечет за собой нарушение пятидневного срока выставления счетов-фактур, установленного Налоговым кодексом РФ.

Указанная проблема препятствует переходу энергосбытовых компаний на электронный документооборот счетами-фактурами и первичными учетными документами с контрагентами.

В связи с описанной выше ситуацией, просим дать разъяснения по следующим вопросам.

  1. Каким образом организовать обмен электронными счетами-фактурами в энергосбытовых компаниях без нарушения действующего законодательства РФ о налогах и сборах?
  2. Ранее в проекте Дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования» было предусмотрено увеличение сроков выставления счетов-фактур, что позволило бы энергосбытовым компаниям выставлять счета-фактуры в срок. Когда планируется дальнейшее движение в данном направлении и пересмотр законодательства в целом в части соответствия других нормативно-правовых актов срокам выставления счетов-фактур, указанных в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Ответ ФНС РФ по вопросу выставления счетов-фактур энергосбытовыми компаниями

Указанный порядок выставления счетов-фактур (пять календарных дней с момента отгрузки товара, оказания услуг) применяется для всех налогоплательщиков, выставляющих счета-фактуры как в электронном виде, так и на бумажном носителе, независимо от отраслевой специфики производства и (или) реализации товаров (работ, услуг).

Чтобы увеличить сроки выставления счетов-фактур энергосбытовыми компаниями, необходимо внесение изменений в главу 21 Налогового Кодекса РФ. Однако ФНС России правом законодательной инициативы не уполномочена.

***

Как можно понять из ответа ФНС, энергосбытовые компании не обладают какими-либо особыми привилегиями, ввиду которых в их отношении мог бы быть продлен срок выставления счетов-фактур.

Примечательно, что в мае 2014 года на рассмотрение в Государственную Думу поступал законопроект, предусматривающий увеличение срока выставления продавцом счета-фактуры покупателю. Однако проект так и не прошел проверку.

Вернуться в раздел «Обращения в госорганы»

 

Кнопка
связи