—   сервис обмена электронными документами

Форматы ФНС. Как обновился формат счета-фактуры, и что за этим последовало?

Форматы ФНС — это форматы, утвержденные Федеральной налоговой службой для наиболее распространенных документов, представляемых в электронном виде. К ним относятся счет-фактура (далее — СФ), товарная накладная, акт выполненных работ.

Для чего потребовалось вводить форматы ФНС? Попросту говоря, для облегчения обработки электронных документов на стороне ведомства. Согласитесь, унифицированные документы обрабатывать быстрее и проще.

Не могу не напомнить читателям о различии таких понятий, как формат и форма электронного документа, которые означают разное. Формат — это набор данных, представленный в определенной структуре. Что касается формы, это то, как мы видим документ на экране компьютера.

Возвращаясь к теме статьи, хочу заострить ваше внимание на переменах в области форматов электронных документов, а конкретно — на изменениях, которые претерпел формат счета-фактуры в 2015 г.

Формат счета-фактуры: от старого к новому

Если обращаться к истории возникновения формата счета-фактуры, можно выделить ряд несовершенств. На начальном этапе он разнился с формой СФ, утвержденной Постановлением Правительства № 1137.

Весной 2015 г. канул в небытие Приказ ФНС РФ от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@ (далее — Приказ). На смену ему пришел Приказ ФНС РФ от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@, где говорится об утверждении новых форматов электронных счетов-фактур (далее — ЭСФ), соответствующих формам, оставшимся в свою очередь неизменными.

Актуализация форматов ФНС происходит не впервые. Ранее были опубликованы XSD-схемы, также подвергшиеся обновлению. Правда, нормативно-правовой акт, который бы их утверждал, выпущен не был. Данное недоразумение приводило к разногласиям между актуализированными схемами и текстом Приказа, оставшимся неизменным. Сейчас данное несоответствие устранено. Плюс при обновлении формата счета-фактуры в 2015 г. были внесены пусть и небольшие, но крайне серьезные исправления. Например:

Подобных поправок, на первый взгляд мелких, однако мешающих отправке электронных счетов-фактур, было принято немало. Также стало возможно указывать несколько СФ в корректировочном документе и оформлять единые корректировочные счета-фактуры в электронной форме.

Новый формат счета-фактуры в электронном виде

Отмечу, что принятие солидной части исправлений, внесенных в форматы ФНС в 2015 г., простимулировали мы с вами — обычные пользователи и операторы ЭДО СФ.

«Ложка дегтя» после обновления формата счета-фактуры

Приказ о новых форматах вышел 3 апреля 2015 г., но законную силу обрел 14 апреля. Достаточно ли было 10 суток, чтобы операторы ЭДО СФ подготовились к поддержке нового формата? Допустим, достаточно. Но удалось бы им за столь короткий срок протестировать роуминг, учитывая изменения? Это большой вопрос. Хотя самое интересное заключается в другом.

Многим компаниям удобно отправлять ЭСФ из той информационной системы (далее — ИС), в которой они работают. Зачастую система не поддерживает форматы ФНС, и исполнение этой функциональности ложится «на плечи» интеграционного решения, которое соединяет ИС с сервисом оператора ЭДО СФ. Так или иначе, обеим сторонам придется осуществлять поддержку новых форматов счетов-фактур. Успеют ли они это сделать за 10-дневный срок? Данный вопрос остается открытым. При этом если у оператора ЭДО урегулирование данного вопроса не займет много времени, то для самих компаний выполнение данной задачи потребует планирования и организации работ, что в свою очередь также потребует времени.

На срок, пока информационная система компании не будет поддерживать новые форматы, сотрудники могут отправлять счета-фактуры через веб-клиент оператора. Есть и другой выход — вернуться к отправке СФ на бумаге. Но для организаций с большим документооборотом он невыгоден. В любом случае, на период доработок потребуется найти способ обмена формализованными документами.

***

В заключение хочется обратиться с просьбой к ФНС, чтобы выпускаемые нормативно-правовые акты все же учитывали особенности некоторых бизнес-процессов. К примеру, ведомство могло бы увеличить сроки введения приказов (как минимум, на месяц), дав бизнесу возможность спокойно перейти на работу по новым правилам. Еще компании бы оценили наличие так называемого переходного периода, когда одновременно действуют старые и новые форматы счетов-фактур.

Анастасия Щепина, аналитик Synerdocs

Полезные ссылки:

Кнопка
связи