—   сервис обмена электронными документами

Как роуминговый центр может повлиять на работу операторов ЭДО? Короткое интервью с Иваном Агаповым

19.07.2016

http://www.synerdocs.ru/images/n/expert_agapov.jpg1. Как в целом можно охарактеризовать ситуацию с роумингом сегодня? Насколько эта функция востребована рынком, почему она так слабо решается?

Иван Агапов: Роуминг электронного документооборота на рынке очень востребован. Он есть, но в действительности развивается куда медленнее, чем об этом говорят сами операторы ЭДО. Во-первых, до сих пор остается ряд технических нюансов, которые усложняют процедуру настройки роуминга (например, проблема с единым адресным пространством). Во-вторых, сами операторы порой не спешат создавать роуминговые пары, перетягивая к себе абонентов, а иногда и вводя их в заблуждение, что роуминга нет. Косвенно на это влияет и сам бизнес, который вместо последовательного «продавливания» своей позиции по роумингу просто подключается к нескольким операторам сразу.

В результате бизнес не верит в роуминг, точнее, в способность вендоров нормально поддерживать межоператорское взаимодействие. Отсюда регулярные дискуссии о том, что «роуминга нет» и просьбы к регуляторам, чтобы те, наконец, разобрались и обязали операторов окончательно решить данный вопрос.

2. Как реально повлиял на ситуацию Приказ Минфина России №174н от 10.11.2015?

Иван Агапов: Приказ № 174н не особо сильно продвинул ситуацию с роумингом. Он был принят во внимание, но ключевого влияния не оказал, поскольку вопросы ответственности за отсутствие роуминга в приказе не были проработаны.

В то же самое время Положение о сети доверенных операторов ЭДО (Приказ ФНС России от 20.04.2012 N ММВ-7-6/253@) имеет куда большее значение. Оно как раз и привлекает внимание и имеет определенные следствия, в том числе и в виде появления новых сервисов и инициатив.

3. Что означает появление сервиса Ростелекома, и как он может реально повлиять на ситуацию?

Иван Агапов: Да, подобные сервисы уже появлялись. Был вариант от 1С с универсальным хабом для ЭДО, но инициатива развивалась медленно, хотя и наблюдались определенные успехи. Выход пресс-релиза о роуминговом центре (далее – РЦ) от Ростелеком практически сразу после вступления в силу Приказа Минфина России №174н означает предварительную совместную работу компании и ФНС. Возможно, эта инициатива «выстрелит» лучше. А, возможно, и подстегнет операторов к более энергичной настройке прямого роуминга.

Сам факт появления РЦ ЭДО свидетельствует о том, что операторы в определенном смысле слова «заигрались» с роумингом. ФНС не может постоянно получать «сигналы» от бизнеса, а Ростелеком и без того взаимодействует с ведомством в части госуслуг в электронном виде. Так что теперь у операторов появилась пища для размышлений: возможно, надо было делать больше, чем обещать.

Однако с работой РЦ ЭДО может не все быть гладко. В первую очередь, это повлияет на стоимость услуг. Роуминг – это всегда дополнительные расходы. Но, как показывает практика, два оператора, взаимодействуя напрямую, способны сделать так, чтобы роуминг не повлиял на стоимость услуги. Большой вопрос: будет ли это возможно с РЦ ЭДО.

Есть и другие вопросы, связанные с обеспечением надежности работы сервиса, с ответственностью, с риск-менеджментом и т.п. Дополнительное звено в системе – это всегда потенциальная уязвимость. И в случае сбоя репутационные потери понесет именно оператор. Как все это будет выглядеть на практике, как будут решаться вопросы взаимодействия – увидим позже. И, возможно, РЦ действительно откроет новые возможности, если схема заработает.