—   сервис обмена электронными документами

«Энергичный» ЭДО: как рынок электроэнергетики осваивает обмен электронными документами

23.12.2016

Сегодня лицом современного энергетического комплекса страны являются энергосбытовые компании. От качества предоставляемых услуг, оперативности работы сбытовых компаний зависит стабильность остальных субъектов энергетического рынка.

Согласно энергетической стратегии России, утвержденной Правительством РФ, на период до 2035 года основными ориентирами для отрасли должны стать:

Сыграть важную роль в достижении поставленных целей способны отказ от использования бумажных документов и переход на электронный обмен документами.

Как налажена работа, каковы особенности отрасли, каким образом электронный документооборот может облегчить «жизнь» энергосбытовым компаниям, какие существуют особенности законодательства? Попытаемся разобраться с этими вопросами в серии статей.

Как устроен рынок электроэнергии?

Переход на электронный обмен первичными бухгалтерскими документами в энергосбытовых компаниях в последнее время набирает всё большую популярность. Но как и в любой отрасли, здесь есть свои сложности и наблюдаются некоторые пробелы в законодательстве. Попробуем в них разобраться.

Энергосбытовые и генерирующие компании закупают энергию у поставщиков, а после перепродают ее крупным и мелким потребителям, частично – сетевым компаниям, на основании публичных договоров, регламентов, подкрепленных законами РФ.

Оптовый и розничный рынки

В настоящее время в Российской Федерации действуют оптовый и розничный рынки электроэнергии и мощности.

Работа на оптовом рынке электроэнергии регламентируется статьей 32. Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 №35-ФЗ. Также в настоящее время правила функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности регулируются Постановлением Правительства РФ №1172 от 27 декабря 2010 года (ред. от 09.09.2016).

Новая модель оптового рынка электроэнергии предполагает существование трёх секторов торговли электроэнергией:

  1. Долгосрочных двусторонних договоров, где торговля электроэнергией осуществляется по регулируемым договорам с установлением тарифов, и свободных двусторонних договоров, где цена и объем поставки определяются самими участниками рынка.

  2. Рынок на сутки вперёд, где торговля электроэнергией осуществляется по цене, формируемой под влиянием спроса и предложения.

  3. Балансирующий рынок, который иначе называют сферой обращения отклонений, определенных в результате конкурентного отбора ценовых заявок.

Работа на розничном рынке электроэнергии характеризуется тем, что энергия и мощность покупаются на оптовом рынке, а далее перепродаются на розничном, при этом предусмотрено участие конечных потребителей. Порядок работы на розничном рынке утвержден Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 и регламентирован Федеральным законом «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-ФЗ. Каждый потребитель – это, прежде всего, субъект розничного рынка, такой же, как и поставщик.

На данном рынке, кроме потребителей электроэнергии, коммунальных служб, сетевых и энергоснабжающих организаций, выделяются независимые энергосбытовые компании, которые не обязаны заключать договоры с любым обратившимся потребителем. У них нет определенной зоны деятельности, и одновременно они могут работать в разных регионах. По этой причине независимые энергосбытовые компании вполне могут заключать договоры только с крупными потребителями электроэнергии, которых выгодно обслуживать.

Посредниками между поставщиком и потребителем электроэнергии являются сетевые компании, которые, во-первых, обеспечивают передачу электроэнергии, во-вторых гарантируют технологическое присоединение новых потребителей.

Сетевые компании делятся на две категории:

К электросетевому хозяйству относятся объекты, при использовании которых энергосбытовые компании оказывают услуги по передаче электроэнергии потребителю (подстанции, ЛЭП).

Деятельность сетевой компании регулируется государством, оно же устанавливает тарифы и обеспечивает полный доступ к услугам сетей.

Основные сложности в работе и ЭДО

Ежемесячно энергосбытовые компании собирают денежные средства с конечных потребителей, при этом генерируют десятки и сотни тысяч документов. Для каждого клиента формируется пакет, состоящий чаще всего из счета, счета-фактуры и акта. В месяц количество пакетов превышает 10 000 и более. Потребители могут получать документы по почте, но в основном забирают в самом офисе компании, что приносит неудобства, увеличивает время доставки и соответственно время оплаты по счету. При этом нельзя забывать, какое количество бумаги и конвертов покупают компании, сколько средств расходуют на заправку принтеров.

В свете вышеперечисленного переход на ЭДО позволяет решить многие проблемы:

  1. Позволяет существенно сократить затраты на расходные материалы, почтовые и курьерские услуги.

  2. Хранение не требует площадей, следовательно, отпадает надобность в содержании архивов.

  3. Пропадает необходимость вручную готовить документы для отправки, что значительно экономит время сотрудников.

  4. Контроль возврата достигается за счет того, что сервисы обмена гарантированно, за считанные минуты, позволяют отправлять документы и отслеживать их статус.

  5. Возможность быстрого поиска и выгрузки позволяют оперативно готовить документы к налоговым проверкам.

  6. Переход на ЭДО окончательно ликвидирует проблему невозврата и потери документов, а, следовательно, исключает вероятность несвоевременного вычета НДС.

Узнать еще больше о том, какие преимущества получают энергосбытовые компании, перейдя на обмен электронными документами как с потребителями, так и с поставщиками, вы можете на странице «Сбытовые компании».

На сегодняшний день существуют решения, позволяющие энергосбытовым компаниям не просто перейти на электронный обмен документами с помощью сервиса Synerdocs, но организовать их обработку и хранение. Это бизнес-решения компании DIRECTUM: «Межкорпоративный финансово-учетный документооборот» закрывает задачи хранения электронных документов, а «Финансовый архив» – задачи хранения бумажных документов. Вместе они позволяют организовать единый архив электронных и бумажных документов.

Одним из представленных решений уже воспользовался Гарантирующий поставщик электроэнергии и мощности на всей территории Белгородской области – ОАО «Белгородэнергосбыт».

Сегодня сотрудники ОАО «Белгородэнергосбыт» работают с решением «Межкорпоративный финансово-учетный документооборот». Его внедрение помогло навести порядок в работе с первичными финансовыми документами, сократило время на согласование и выставление первичных документов, сократило расходы на отправку и хранение, а также ускорило поиск и подготовку первичных документов в ФНС.

Читайте подробнее о том, как протекал переход на ЭДО:

***

Мы рассмотрели особенности организации рынка электроэнергии в целом, а также выделили ряд проблем, с которыми сталкиваются энергосбытовые компании в своей основной деятельности. В следующей статье более детально попробуем разобраться в особенностях отправляемых документов, какими нормативно-правовыми актами нужно руководствоваться при работе с ними в электронном виде, а также поговорим о тонкостях применения вычета НДС в данной отрасли.

Автор: Алиса Муратова, аналитик Synerdocs

Звонок
Презентация
Поддержка
Кнопка
связи