28.12.2016
Представьте, что компания-разработчик предложила вам, как своему клиенту, услуги по исследованию процессов, которые вы хотите автоматизировать (согласование договоров, межкорпоративный обмен с контрагентами, хранение документов и т.д.) или попросила время на проведение пресейла.
Пресейл – это исследование, направленное на выявление основных требований и оценку соответствия и адаптации системы еще до самой продажи и заключения договора.
В результате к работам вдруг подключается незнакомый вам человек, который готов следовать за потенциальным пользователем до победного, попутно задавая множество вопросов и, вероятно, отвлекая его от работы. Кто же он?
Этот человек – аналитик.
Зачем нужно привлекать аналитика, исследовать процессы, описывать требования? Какой профит в итоге получают клиент и разработчик? Сейчас увидим.
Получив ответы, аналитик выясняет, что, оказывается, компании А нужно новое дополнительное поле к каждой позиции в документе с индивидуальным номером из учетной системы. Это необходимо для того, чтобы автоматически сопоставлять номенклатуру с уже определенной ранее на этапе заказа, а видеть это поле самому совсем не обязательно.
Как правило, в начале проекта аналитик получает лишь часть информации, необходимой для описания требований. Понять, что действительно является проблемой, получается не сразу. Поэтому аналитики собирают информацию по крупицам:
В итоге начальная информация и та, которую удалось получить ближе к концу исследования, могут разительно отличаться. Зато в дальнейшем при разработке решения не всплывет досадный факт, что слона-то (какое-нибудь важное, но не высказанное заказчиком требование) оказывается, мы и не приметили.
Сначала будут анкеты, опросники с сотней вопросов, звонки с выяснением процессов – это все работа аналитика. На самом деле, он не ставит своей целью скинуть побольше информации на заказчика, ему действительно нужны ответы. Он пытается разобраться в предметной области и в текущих процессах клиента, чтобы соотнести с тем, что есть в системе сейчас, что нужно менять, и кому нужно это менять, пытается найти точки оптимизации.
После того как основная информация будет собрана, наступит затишье. Это значит, что аналитик обрабатывает информацию: описывает, систематизирует, создает модели и схемы.
Затем все это описание согласовывается с клиентом, руководителем проекта, разработчиками. На этом этапе будет множество вопросов со всех сторон, доработки, снова согласования. И только после того, как все заинтересованные лица согласуют описание функциональности, можно считать основную часть работы по сбору требований законченной. Конечно, аналитик продолжит участвовать в проекте:
Клиент получает человека, который будет представлять его интересы на стороне компании-разработчика. Да-да, аналитик – это его друг, ведь он первый разберется в предметной области клиента и будет доносить его потребности до разработчиков. За счет исследования, детализации и систематизации информация станет понятной, и шансы клиента получить именно то, что он хочет, повысятся в разы. Соответственно, риск разочароваться в выборе компании-разработчика и получить «кривую» систему пропорционально сокращается.
Кроме этого, аналитик может найти совершенно другие пути решения задачи, которые могут оказаться удобнее или выгоднее. Например, на этапе пресейла это спасет клиента от лишних затрат, а разработчиков от ненужной работы.
Поэтому, если вам предлагают провести исследование ваших процессов, не отказывайтесь. Возможно, это поможет вам посмотреть на то, как выстроена работа сейчас, с другой стороны.
И еще несколько плюсов:
В свою очередь аналитики Synerdocs готовы не только оказать разностороннюю помощь на проекте, но и проконсультировать по самым различным темам - от применения электронной подписи до подключения контрагентов. Ежемесячно в разделе "Консультации" на сайте www.synerdocs.ru аналитики отвечают на вопросы пользователей, доказывая свою компетентность во многих аспектах ЭДО.
Ну и в преддверии наступающих праздников, чтобы улыбнуться, вот вам анекдот из жизни аналитиков:
Попали аналитик и менеджер по продажам в глухую тайгу. Надо чем-то питаться. Аналитик соорудил ловушку, поймал белку, белку съели. На следующий день опять нужна еда. Аналитик говорит менеджеру по продажам - теперь твоя очередь. Продавец ушел в тайгу и целый день его нет. Тут раздается крик, рев, треск веток, выбегает продавец, а за ним голодный тигр. Менеджер по продажам взбирается на дерево и кричит: "В общем, я клиента привел, так что теперь твоя работа!
С наступающими праздниками, и пусть переход к новым процессам в вашей компании будет легким и приятным!
Автор: Анастасия Щепина, аналитик Synerdocs