—   сервис обмена электронными документами
ГлавнаяБаза знанийНормативная база
Главная Инфоцентр Нормативно-правовая база

Нормативно-правовая база обмена электронными документами

В разделе опубликованы тексты основных федеральных законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих работу с электронными документами и электронной подписью.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Документ является основой гражданских правоотношений и содержит основополагающие понятия, такие как «сделка» и «договор». Закреплена возможность подписания документов электронной подписью (п.2 ст. 160) и обмена документами с помощью электронной связи (п.2 ст. 434).

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Закон регулирует отношения в сфере предпринимательской и экономической деятельности. В частности, разрешает использовать документы, подписанные электронной подписью в качестве письменных доказательств в арбитражных спорах (п.3 ст.75).

Налоговый кодекс Российской Федерации

Регулирует вопросы уплаты налогов и представления отчетов в контролирующие органы — прежде всего в ФНС. Кодекс содержит понятие «электронный счет-фактура» и устанавливает порядок его использования (ст.169).

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Закон устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету. В статье 9 обозначены обязательные реквизиты первичного учетного документа, а также общие процедуры, связанные с ним, такие как подписание и исправление. Кроме того, пункт 5 статьи 9 разрешает составлять первичный учетный документ в электронном виде с электронной подписью.

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении иных юридически значимых действий.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Регулирует отношения, возникающие при обеспечении защиты информации, применении информационных технологий, осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. В статье 2 содержится понятие «электронный документ».

Приказ от 27.08.2019 № ММВ-7-15/423@ «Об утверждении формата представления документа о приемке материальных ценностей и (или) расхождениях, выявленных при их приемке, в электронной форме »

Настоящий формат описывает требования к XML файлам передачи по телекоммуникационным каналам связи документа о приемке материальных ценностей и (или) расхождениях, выявленных при их приемке, в электронной форме.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»

Содержит формы, применяемые при расчетах по налогу на добавленную стоимость, а также правила составления счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж.

Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 № 976 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи»

Согласно документу Министерство связи и массовых коммуникаций РФ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи.

Приказ Минфина России от 10.11.2015 года № 174н «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи»

Устанавливает процедуры взаимодействия участников электронного документооборота в рамках выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.

Приказ ФНС РФ от 19.12.2018 года №ММВ-7-15/820@ об утверждении нового формата УПД с маркировкой

Утверждение формата счета-фактуры, формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме.

Приказ ФНС России от 13.04.2016 года №ММВ-7-15/189@ «Об утверждении формата корректировочного счета-фактуры и формата представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, в электронной форме»

Утверждает формат корректировочного счета-фактуры и формат представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, в электронной форме.

Приказ ФНС РФ от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@ «Об утверждении формата представления документа о передаче товаров при торговых операциях в электронной форме»

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 и пунктом 2 статьи 93 части первой Налогового кодекса Российской Федерации утвержден формат представления документа о передаче товаров при торговых операциях в электронной форме.

Приказ ФНС РФ от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@ «Об утверждении формата представления документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг) в электронной форме»

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 и пунктом 2 статьи 93 части первой Налогового кодекса Российской Федерации утвержден формат представления документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг) в электронной форме.

Приказ ФНС России от 20.04.2012 № ММВ-7-6/253@ «Об утверждении Временного положения о Сети доверенных операторов электронного документооборота и Временного положения о порядке присоединения к Сети доверенных операторов электронного документооборота»

Определяет основы деятельности сети доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота.

Приказ ФНС от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@ «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме»

Документ содержит описание обязательных к применению форматов счетов-фактур, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

Приказ ФНС России от 30.01.2012 № ММВ-7-6/36@ «Об утверждении форматов представления документов, используемых при выставлении и получении счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной подписи»

Содержит описание требований к формату информационного сообщения об участнике электронного документооборота счетами-фактурами. А также описание формата извещения о получении электронного документа, формата подтверждения даты отправки документа, формата подтверждения даты получения, формата уведомления об уточнении электронного документа.

Приказ ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»

Определяет порядок истребования налоговым органом электронных документов и порядок представления этих документов налогоплательщиками.

Приказ ФНС РФ от 12.09.2012 № ММВ-7-6/619@ «Об утверждении Порядка направления информационного сообщения об участнике электронного документооборота оператором электронного документооборота в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»

Утверждает порядок отправления оператором ЭДО информационного сообщения о новом участнике электронного документооборота.

Приказ ФСБ РФ от 27.12.2011 № 795 «Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи»

Утверждает Требования к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.

Упраздненные приказы:

Приказ ФНС РФ от 24.03.2016 года №ММВ-7-15/155@ «Об утверждении формата счета-фактуры и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме»

Документ утратил силу с 1 января 2020 года в связи с изданием Приказа ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@.

Приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@ «Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»

Документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 27.12.2017 №ММВ-7-6/1096@.

Приказ ФНС РФ от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@ «Об утверждении форматов первичных учетных документов»

Документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 20.05.2016 №ММВ-7-15/329@.

Письмо в ФНС об оформлении корректировочного счета-фактуры и повторного корректировочного счета-фактуры

На основании письма Минфина РФ от 26.05.2015 № 203-07-09/30177 при повторном изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) продавец выставляет новый корректировочный счет-фактуру (далее — КСФ), в который переносятся соответствующие данные из предыдущего корректировочного счета-фактуры. В связи с этим просим разъяснить следующие вопросы:

  1. Можно ли переносить в корректировочный счет-фактуру все строки из первоначального счета-фактуры, а не только те, в отношении которых осуществляется изменение цены и/или уточнение количества?
  2. Как оформить повторный КСФ, если в первом КСФ нет строк, по которым планируется повторная корректировка? Какие сведения необходимо перенести в повторный корректировочный счет-фактуру?
  3. Как исправить дату и/или номер в корректировочном счете-фактуре?

Смотреть ответ

Письмо в ФНС о несвоевременном выставлении ЭСФ

В силу специфики своей деятельности ряд организаций в нашей стране регулярно сталкивается с превышением срока выставления электронных счетов-фактур (далее — ЭСФ). По закону (п. 3 ст. 168 Налогового кодекса РФ) счета-фактуры должны выставляться не позднее пяти календарных дней с момента отгрузки товара, выполнения работ или оказания услуг. Как же быть тем компаниям, которые не успели или не смогли в силу разных причин вовремя составить и отправить ЭСФ? Мы решили выяснить этот вопрос и написали письмо в ФНС. В письме попросили уточнить:

  1. Какие санкции предусмотрены за несвоевременное выставление электронных счетов-фактур? Влечет ли несвоевременное выставление ЭСФ отказ в реализации права на налоговые вычеты?
  2. Каким налоговым рискам подвержены продавец и покупатель при несвоевременном выставлении электронных счетов-фактур?
  3. Правильно ли мы трактуем понятие «выставить», подразумевая под этим составление и передачу документа? Верно ли считать в таком случае, что факт выставления электронного счета-фактуры фиксируется подтверждением оператора электронного документооборота?

Смотреть ответ

Письмо в ФНС о признании иностранного сертификата ЭП

Вопросов, связанных с признанием электронной подписи, на сегодняшний день большое число. Но в особенности нас интересовал вопрос о правомочности использования на территории Российской Федерации ЭП, созданной в соответствии с нормами права иностранного государства.

В связи с этим мы попросили ФНС дать подробные разъяснения по следующим вопросам:

  1. Можно ли представлять в налоговые органы электронные документы, заверенные, с одной стороны, так называемой иностранной электронной подписью, с другой — электронной подписью, соответствующей нормам законодательства РФ?
  2. Каким образом налоговые органы принимают и проверяют электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, на соответствие признакам электронных подписей, признаваемых на территории Российской Федерации?

Смотреть ответ

Письмо в ФНС о проведении выездных налоговых проверок при работе организации с электронными документами

Мы решили выяснить порядок и правила осуществления выездных налоговых проверок в компаниях, использующий электронный документооборот, и направили в Федеральную налоговую службу соответствующий запрос.

  1. Каким образом планируется осуществлять проверку электронных документов при выездной налоговой проверке?
  2. Как будет осуществляться проверка электронных документов, форматы которых не утверждены, в том числе если эти документы создаются и передаются в xml-формате?
  3. Существуют ли нормативно-правовые акты, регулирующие проведение выездной налоговой проверки в организации, использующей в своей работе электронный документооборот счетами-фактурами, первичными учетными и другими документами?

Смотреть ответ

Письмо в ФНС о выемке электронных документов при выездных налоговых проверках

Операторы ЭДО считают, что при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик должен обеспечить инспектору рабочее место — компьютер и предварительно выгруженные документы. Однако законодательством данный порядок никак не регламентируется. В связи с этим мы решили направить в ФНС официальное письмо с интересующими нас вопросами:

  1. Достаточно ли в рамках выездной налоговой проверки предоставить инспектору компьютер и требуемые документы на носителе типа флэш-карты?
  2. Как в техническом плане должна проводиться выездная налоговая проверка?
  3. Обязан ли налогоплательщик предоставлять инспектору средства для просмотра формализованных и неформализованных документов? Может ли служить таким средством веб-клиент доверенного оператора ЭДО ФНС?

Смотреть ответ

Письмо в ФНС по выставлению счетов-фактур энергосбытовыми компаниями с несоблюдением сроков

На сегодняшний день существует ряд сложностей, препятствующих переходу энергосбытовых компаний на электронный документооборот счетами-фактурами и первичными учетными документами с контрагентами. В частности, данные сложности обусловлены несоответствием требований, предъявляемых Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), реальной ситуации на рынке.

Энергосбытовые компании получают возможность выставлять счета-фактуры своим покупателям на розничном рынке только к 12 числу месяца, следующего за расчетным. Таким образом, нарушается пятидневный срок выставления счетов-фактур, установленный НК РФ.

Учитывая вышеописанное, возникает вопрос, каким образом организовать обмен электронными счетами-фактурами в энергосбытовых компаниях без нарушения действующего законодательства РФ о налогах и сборах?

Смотреть ответ

Письмо в ФНС по вопросу сдачи отчетности через операторов ЭДО

При определении понятий «Специализированный оператор связи» и «Оператор электронного документооборота» возникают противоречия. Согласно действующему законодательству РФ в области работы операторов электронного документооборота у последних нет обязанности предоставлять услуги налогоплательщику по сдаче налоговой отчетности в государственные органы. В сложившейся ситуации нет понимания, каким образом организовывать работу операторам электронного документооборота, которые одновременно не являются специализированным оператором связи.

В связи с обнаруженным несоответствием мы направили в ФНС письмо, в котором попросили дать разъяснения: вносят ли поправки, предусмотренные Законом, изменения в работу операторов электронного документооборота?

Смотреть ответ

Письмо в ФНС по вопросу о заполнении электронных счетов-фактур в соответствии с требованиями с ПП № 1137

В соответствии с Приказом Минфина № 50н продавец составляет электронный счет-фактуру согласно утвержденному формату, покупатель же проверяет полученный счет-фактуру на соответствие данному формату. Однако в правилах заполнения счетов-фактур (Постановление Правительства от 26.12.2011 № 1137) и в самих форматах есть противоречия. Так, в некоторых необязательных полях форматом не предусмотрено указывать такой символ, как прочерк. По сути, его нет в числе разрешенных символов к данным полям. Но по правилам получается, что поле обязательно к заполнению всегда. Просто в одних случаях оно заполняется информацией, в других — прочерками, которые как раз-таки не указаны в форматах. Нарушение формата может привести к несоблюдению требований Приказа Минфина от 25.04.2011 № 50н, отсутствие прочерков — к несоблюдению Постановления Правительства от 26.12.2011 № 1137. Мы попросили ФНС дать разъяснение по поводу этой двусмысленной ситуации.

Кроме того, существовал Приказ ФНС от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@, в котором содержалось описание форматов. Также были XSD-схемы, разрабатываемые ФНС и выкладываемые на сайте ФНС. Пока действовал Приказ по форматам, налоговая добавляла на сайт только новые XSD-схемы, приказ же при этом не менялся. Отсюда возникли вопросы, которые мы также направили в ФНС.

Смотреть ответ

Письмо в ФНС по вопросу о заполнении поля «Грузоотправитель и его адрес» в электронных товарных накладных ТОРГ-12

В соответствии с законодательством сегодня существует возможность обмениваться с контрагентами товарными накладными ТОРГ-12 в форматах, утвержденных Приказом ФНС РФ от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@ «Об утверждении форматов первичных учетных документов» (далее — Приказ). Поле «Грузоотправитель и его адрес» при этом не является обязательным к заполнению. Обязательным оно становится только в том случае, если отсутствует поле «Поставщик». Получается, что при заполненном поле «Поставщик» поле «Грузоотправитель и его адрес» может заполняться, а может и нет.

Отсюда вытекает несколько вопросов. Следует ли заполнять поле «Грузоотправитель», когда поставщик и грузоотправитель это одно лицо, и поле «Поставщик» уже заполнено?

Смотреть ответ

Письмо в ФНС по вопросу о переводе счетов-фактур в электронный вид в компаниях, работающих по агентской схеме

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 25.04.2011 N 50н, утвердившим порядок обмена электронными счетами-фактурами, не разрешается выставлять счет-фактуру в адрес одного контрагента, а отправлять при этом совершенно другому.

Как быть в таком случае компаниям, желающим перейти на электронный документооборот, но работающим по агентской схеме, когда счет-фактура должен быть составлен на имя покупателя, но отправлен в адрес агента? Мы попросили ФНС дать разъяснения по этому спорному моменту и вот какой ответ получили.

Смотреть ответ

Письмо в ФНС по вопросу о новых форматах электронных счетов-фактур

После того как на Едином портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект ведомственного приказа, утверждающий новые форматы электронных счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и др., у нас появилась масса вопросов. В частности, стало непонятно, как операторам электронного документооборота работать со «старыми» форматами, и какая участь постигнет те документы, которые были выставлены до вступления в силу данного приказа. Мы направили запрос в ФНС и попросили дать ответы на ряд наших вопросов.

Смотреть ответ

Письмо в ФНС о корректировке электронных УПД

УПД содержит в себе и первичный учетный документ, и счет-фактуру. Как быть, если есть претензии к части товара? Получается, счет-фактуру уже выставили, а товары мы еще не приняли. То есть в ситуации, когда часть товаров оказалась бракованной, а другая — качественной, отказывать в УПД не очень логично, ведь часть поставки мы все-таки хотим принять. Если же мы подписываем УПД и в содержании операции указываем, по каким товарам у нас есть претензии, то нужно ли оформлять дополнительные документы? Достаточно ли получить только УКД (корректировочный УПД) с функцией КСЧФ (то есть только корректировочный счет-фактуру)? И если мы все-таки отказали, то считается ли счет-фактура выставленным?

Смотреть ответ

Будьте с нами в соцсетях